Разделы презентаций


Культура Московской Руси

После долгих лет соперничества с Новгородом и Тверью Москва становится политическим и культурным центром Руси, где постепенно формируются общее русское искусство и русская культура. Переезд в Москву митрополита еше более возвысил

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Московской Руси
Презентацию выполнил ученик 10 «А» класса
Гридин Евгений

Культура Московской РусиПрезентацию выполнил ученик 10 «А» класса Гридин Евгений

Слайд 2После долгих лет соперничества с Новгородом и Тверью Москва становится

политическим и культурным центром Руси, где постепенно формируются общее русское

искусство и русская культура. Переезд в Москву митрополита еше более возвысил ее, так как превратил город в общерусский религиозный центр. Со второй половины XIV в. Москва — общепризнанная столица формирующегося русского государства. О растущем потенциале города свидетельствовала Куликовская битва (1380), победа в которой позволила говорить о формировании современного русского этноса и начале нового периода в истории нашей страны. Это время становится рубежным в развитии культуры России, разделившим периоды национального унижения и нового подъема.

Начало культуры Московской Руси

После долгих лет соперничества с Новгородом и Тверью Москва становится политическим и культурным центром Руси, где постепенно

Слайд 3В Москве как политическом и религиозном центре Руси развивались все

виды художественного творчества, среди которых особенно много перемен испытала русская

живопись, в первую очередь иконопись и фреска.
В Москве как политическом и религиозном центре Руси развивались все виды художественного творчества, среди которых особенно много

Слайд 4Новации проявились в пространственном решении фона и пристальном интересе художника

к личности. Так, на иконе начала и середины XIV в.

еще чувствуется робость народа, который боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Кажется, что иконописец еще не смеет быть русским. Лики на иконах продолговатые, греческие, бороды короткие, нерусские.
Церковные главы еще слабо заострены и имеют почти круглую форму греческого купола, а русская луковица пока находится в процессе образования. Внутри храмов присутствуют греческие верхние галереи.
Новации проявились в пространственном решении фона и пристальном интересе художника к личности. Так, на иконе начала и

Слайд 5В иконах XV и XVI вв. поражает полный переворот. В

них решительно все обрусело. Русский иконописец пережил глубокий национальный подъем,

как и все общество. Руси были более не нужны иноземные учителя, ее путь определился. В иконописи это выразилось в смене греческого лица на широкое русское, нередко с окладистой бородой. Причем так пишутся не только русские святые, но и пророки, апостолы, даже Христос. Такая же трансформация видна в той храмовой архитектуре, которая изображается на иконах. Эти изменения можно назвать явлением образа святой Руси в иконописи. В дни национального унижения все русское обесценивалось, казалось немощным и недостойным. Все святое было чужестранным, греческим. Но подвиг национального возрождения возвеличил и русские храмы, и русский народный тип, и даже русский народный быт. Раньше русский народ знал Русь как место страдания и унижения, а теперь он воспринимал се в ореоле божественной славы. Иконы стали выражением души народа, его духовного облика, в них проявились глубокие философские идеи, четко показавшие суть идеи соборности, ключевой для русской культуры.

XV и XVI вв

В иконах XV и XVI вв. поражает полный переворот. В них решительно все обрусело. Русский иконописец пережил

Слайд 6В иконах XV и XVI вв. поражает полный переворот.

В иконах XV и XVI вв. поражает полный переворот.

Слайд 7Примером тому могут послужить церковь Спаса на Ковале (1345 г.), церковь

Успения на Волотовом поле (1352 г.), церковь Федора Стратилата на Ручье

(1360–1361 гг.) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.). Для нового стиля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Но в Новгороде возводились не только храмы, широко велось гражданское строительство. Ярким примером городской архитектуры являются Грановитая палата (1433 г.) и Каменный кремль (1302 г.).

В XIV в. в Новгороде стали формироваться новые архитектурные формы

Примером тому могут послужить церковь Спаса на Ковале (1345 г.), церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.), церковь Федора

Слайд 8Церковь Спаса на Ковале (1345 г.)

Церковь Спаса на Ковале (1345 г.)

Слайд 9Первым русским патриархом в 1589 г. стал Иов, высокообразованный человек,

крупный богослов и публицист, бывший до этого митрополитом. Во время

его патриаршества все ранее сформировавшиеся черты русской культуры получили дальнейшее развитие и распространение. Например, идея соборности наиболее полно воплотилась в русском храме, который понимался как объединяющее начало, господствующее в мире. Основная идея русского религиозного искусства — соборное единение мира людей и ангелов, а также любого живого создания на земле.
Идея соборности стала основной и в иконописи XV в. Грядущий мир представлялся иконописцам в виде храма Божьего, в котором объединятся все люди, и Богочеловек окончательно победит зверочеловека. Именно поэтому в иконописных персонажах доминирует утонченная телесность, отрицание плоти, по этой причине иконы никогда не пишутся с живых людей.
Первым русским патриархом в 1589 г. стал Иов, высокообразованный человек, крупный богослов и публицист, бывший до этого

Слайд 10Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания в

конце XV в. До этого пергамент стали заменять бумагой. В Москве

появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров (ок. 1510–1583) и Петр Мстиславец. Первой книгой, выпущенной в 1564 г., была книга «Апостол». К концу XVI в. ими и их учениками было около двадцати книг на церковно-религиозные темы.

Типография

Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания в конце XV в. До этого пергамент стали заменять

Слайд 11Вместе с литературой в Московской Руси развиваются и другие направления

в искусстве, такие как живопись и архитектура.
На начальном этапе становления

единого Русского государства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Новгород и Псков. Поскольку именно эти города в наименьшей степени пострадали при монголо-татарском нашествии.

Новгород 16 век

Вместе с литературой в Московской Руси развиваются и другие направления в искусстве, такие как живопись и архитектура.На

Слайд 12Псков 16 век
Огромные темпы строительства наметились в Пскове. К XV в.

здесь появились 22 новые церкви, а также огромный кремль протяженностью

около 9 км.
Псков 16 векОгромные темпы строительства наметились в Пскове. К XV в. здесь появились 22 новые церкви, а также

Слайд 13И конечно же в новом государстве начинается застройка столицы. Наиболее

известное из архитектурных произведений Москвы – Московский Кремль. Первоначально он

был укреплен валом. Но во время царствования Ивана III началась его перестройка. В 1485–1495 гг. стены из белого камня были заменены кирпичным. Во время правления Ивана III в 1475–1479 гг. был построен Успенский собор, а в 1484–1489 гг. – Благовещенский собор, а также была построена Грановитая палата (1487–1491 гг.). Во времена правления его сына Василия III (1505–1508 гг.) был построен Архангельский собор Московского Кремля, колокольня «Иван Великий» (1505–1508 гг.), которая была надстроена в 1600 г.

Застройка столицы

И конечно же в новом государстве начинается застройка столицы. Наиболее известное из архитектурных произведений Москвы – Московский

Слайд 14Неотрывно от зодчества развивалась и живопись. В первую очередь иконопись.

Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек (ок. 1340 – после

1405) и Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430).
В творчестве Феофана Грека можно выделить два периода:
1) новгородский (церковь Спаса Преображения (1378 г.));
2) московский (церковь Рождества Богородицы (1395–1396 гг.)), Архангельский собор (1399 г.), Благовещенский собор (1405 г.)).
Благовещенский собор был расписан Феофаном Греком вместе с величайшим мастером Андреем Рублевым. Рублеву принадлежит множество фресок, миниатюр, икон. Наиболее известные его произведения: «Архангел Михаил» (нач. XV в.), «Спас» (нач. XV в.), «Троица» (1420 г.) из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Сейчас эти работы находятся в крупнейшем музее русского искусства – в Третьяковской галерее в Москве.

Живопись и гениальный художник

Неотрывно от зодчества развивалась и живопись. В первую очередь иконопись. Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек (ок.

Слайд 15Фрески Феофана Грека в церкви Спаса

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса

Слайд 16К XVI в. заметно расширился круг тем живописи. Начинает развиваться новый

жанр – исторический портрет. Теперь это не только изображения святых,

появляются портреты великих князей, мыслителей и поэтов античного мира, византийских императоров.
Итак, культура Московской Руси XIV–XVI вв. – это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры.

К XVI в. заметно расширился круг тем живописи. Начинает развиваться новый жанр – исторический портрет. Теперь это не

Слайд 17Спасибо за внимание =)

Спасибо за внимание =)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика