Слайд 1Культура здорового образа жизни
Слайд 2Особенности состояния здоровья и образа жизни современных школьников
Результаты научных исследований
последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков
Снизились показатели физического развития детей (замедлился рост, возросло количество детей с низкой массой тела)
У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма)
Ухудшилась их физическая работоспособность.
Слайд 3 За годы учебы число здоровых детей снижается в 4—5
раз, до 60% имеют хронические болезни
Серьезной проблемой является
сокращение числа юношей, годных к военной службе
Тревожна тенденция сокращения числа девочек, здоровье которых позволит им в дальнейшем обеспечить рождение здорового ребенка. У 53,4% регистрируются нарушения функции репродуктивной системы, у 13,5% — гинекологические заболевания
На высоком уровне сохраняется смертность детей 5—19 лет, ведущее место среди причин смертей детей и подростков занимают травматизм, несчастные случаи, самоубийства и онкологические заболевания
Слайд 4Самооценка здоровья современными школьниками
как хорошее оценивают только 43,9% опрошенных
детей
как удовлетворительное — 37,6%
как плохое —3,1%
каждый пятый затрудняется
в оценке своего здоровья
Слайд 5Ценность здоровья
Здоровье занимает первое место среди 10 ценностей, предложенных
на выбор (по опросу подростков и старшеклассников)
быть здоровым необходимо прежде
всего для того, чтобы добиться успеха в жизни - более 97% школьников
чтобы не быть слабым и больным - 58%
желание быть красивым - 45% школьников
Слайд 6Развенчание иллюзий
Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма
далек от того, чтобы оценить его как здоровый.
Их сегодняшний стиль
жизни в значительной мере является результатом информационного воздействия, а СМИ — их главными воспитателями.
Слайд 7
Мы запустили всепоглощающий механизм соблазнов.
В результате здоровье детей, молодых
людей, народа ухудшается обвально
Слайд 8Здоровье и школа
Известный в XIX в. врач Шнелль в своей
книге «Органическое воспитание» писал:
«Но будучи только заботой жизни, здоровье
делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь»
Слайд 9
Но вот начинается учение — дитя отправляют в школу, а
здесь первая заповедь сидеть смирно и не шевелиться... Исчезает румянец
щек и округлость форм, мышцы делаются слабее, тело худеет, и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем»
Характер обучения и воспитания в школе является основой «истощающего развития ». А должно быть наоборот!
Слайд 10Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь.
Т.Фуллер
Болезнь
- нарушение здоровья, правильной деятельности, целостности организма
Здоровье - состояние организма
человека, которое обусловливает продолжительность жизни, физиологическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и появление здорового потомства.
Здоровый образ жизни – образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья
словарь
Слайд 11
Образ жизни
отношения
поведение
привычка
Культ здоровья
Слайд 12Развенчание иллюзий
«Правильные» знания совсем не предполагают «правильное» поведение, поступок, действие.
Между ними очень большая дистанция. Для того чтобы «правильное» знание
помогло выбору «правильного» поведения, нужны мотивация, побуждение к действию.
Слайд 13
Многие школьные программы обучения здоровому образу жизни, существуют в разных
странах. Их разработка началась в конце 1970-х — начале 1980-х
гг.
Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в эти программы, их результаты оказались намного ниже ожидаемых.
Слайд 14Причины
трудности изменения поведенческих привычек, многие из которых формируются в раннем
детстве и поэтому очень устойчивы (например, привычки питания)
отсутствие взаимодействия
с семьей, в результате чего «правильные» знания, полученные ребенком в школе, не подкреплялись, а чаще всего противоречили стилю жизни семьи
неподготовленность учителей к просветительской деятельности в области здоровья, а нередко и ее неприятие
обучение ограничивалось информационным уровнем
все программы разрабатывались взрослыми людьми и отражали взрослое понимание проблем здоровья и здорового образа жизни
Слайд 15Педагогу необходимы разнообразные знания для аргументированного разговора о здоровье с
детьми
Традиционным набором тем о здоровье (вредные привычки, половые отношения, физкультура
и спорт) интересы детей не исчерпываются.
Результаты исследования неформальных мнений 3500 детей 8—17 лет о здоровье свидетельствуют, что этот круг значительно шире.
«Мода и здоровье», «Музыка и здоровье», «Модная фигура и здоровье», «Модные диеты и здоровье», «Компьютер и здоровье», «Модные игры и здоровье», «Модные виды спорта и здоровье», «Природа и здоровье»
Слайд 16Нужно знать о том, что полезно нашему организму и что
ему вредит !
По данным ВОЗ здоровье человека определяется:
Достижениями медицины –
10%
Генетикой – 15%
Образом жизни, питанием – 75%
Слайд 17Каждая клетка организма должны получать в достатке:
Качественный воздух
Качественную воду
Качественную пищу
Слайд 18Пища
Белки
Жиры
Углеводы
90 пищевых добавок: 60 минералов, 16 витаминов. 10 аминокислот,
3 полиненасыщенные жирные кислоты – ежедневно!
Слайд 19Пища
«Каждое животное и человек, умершие естественной смертью, умирают от
неполноценного питания, т. е. от дефицита питательных веществ»
/Доктор УОЛЛОК,
соискатель
Нобелевской премии/
Слайд 20Это интересно
Суточная доза всех необходимых человеку питательных веществ содержится примерно
в 50 кг еды!!!
Например:
Витамин С = 15 апельсинов или 42
помидора
Е = 10 чашек оливкового масла или 36 чашек сока сладкого картофеля
Селен = 16 жареных яиц или 160 бананов!!!
Слайд 21Это полезно знать
Семь этапов загрязнения организма
Первый этап
Внешне здоровый человек
чувствует лишь общее утомление, это свидетельствует о начавшейся зашлаковке нервных
каналов
Второй этап.
К усталости прибавляется головная боль, ломота в суставах и мышцах.
Третий этап.
Появление различных аллергических реакций – это естественное стремление сильно зашлакованного организма выбросить из себя грязь: астма, изменения на коже, псориаз, экземы, сахарный диабет
Четвертый этап.
Проявляется болезнями застоя типа кисты, фибромиомы, папилломы, полипов, аденом, тромбофлебитов, опухолей и т.п., а также жировыми отложениями.
Слайд 22
Пятый этап.
Ему сопутствуют болезни, связанные с деформацией соединительных тканей
органов. Это ревматизм и полиартрит, при которых мочевая кислота, являющаяся
продуктом плохого усвоения белка организмом, накапливается в суставах и мышцах.
Шестой этап.
Этой стадии зашлаковки организма соответствует загрязнение биохимическими наслоениями нервных каналов так, что передача по ним сигналов становится невозможной, из-за чего возникают парезы, параличи, болезнь Паркинсона и т.п.
Седьмой этап.
Это конечная стадия зашлакованности организма, необратимые болезни, связанные с разложением клетки органов
Надежда Семенова, КМН
Слайд 23Болезнь легче предупредить, чем лечить
Здоровье — это категория воспитания,
формирования внутренних резервов личности, а наука о воспитании у нас
пока одна — педагогика. Следовательно, здоровье — категория педагогическая.
Слайд 24Самые эффективные средства
в лечении тяжелых депрессий, наркомании, психических сломов не
только у молодых людей, но и у взрослых
терапия созерцанием живой
природы (леса, неба, восхода и захода солнца, звезд и т.д.).
терапия полезным физическим трудом
терапия художественным рукотворчеством, и особенно рисованием
терапия каллиграфическим письмом
терапия вязанием и вышиванием
терапия хоровым пением
терапия личным участием в театрализованных представлениях
Слайд 25Формула индивидуального здоровья
Правильное питание
Регулярная физкультура
Труд и отдых
Личная гигиена
Хорошее настроение
Слайд 26Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению педагогов и воспитанников.
Выполнение санитарно-гигиенических требований регламентированных
СанПиН; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота места занятия
и воздуха и т.д.; проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ:
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
Слайд 27Нацелены на физическое развитие детей: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости
и других качеств, которые отличают здорового, тренированного человека от физически
слабого.
Реализуются на спортивных занятиях, в спортивных секциях, подвижных переменках.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
Слайд 28Цель - создание экологически-оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных
взаимоотношений с природой. Это может быть упорядочение прилегающей территории; озеленение
кабинетов, рекреаций; живой уголок; участие в природоохранных мероприятиях.
Проведение занятий на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры и т.д.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
Слайд 29
через пропаганду правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности и правил
дорожного движения, проведение инструктажа по технике безопасности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 30Это технологии обеспечивают воспитанников необходимым уровнем грамотности для эффективной заботы
о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании
культуры здоровья. Сюда относятся обучающие, просветительские и воспитательные программы, адресованные воспитанникам, родителям, педагогам.
Информационно -обучающие
Слайд 31
отсутствие усталости воспитанников и педагогов;
Положительный эмоциональный настрой;
желание продолжать работу.
ПОКАЗАТЕЛИ
УСПЕШНОГО
ПРИМЕНЕНИЯ
Слайд 33Практические советы родителям
1.Ребенок должен как можно больше двигаться.
Особенно мальчики, у
которых потребность в движении в 4-6 раз больше, нежели у
девочек. Это связано с формированием зрелых качеств мужского типа. Обязанность взрослых — не ограничивать естественную свободу детей. Помните, движение что воздух. Нет воздуха — мы задыхаемся. Нет движения — тело увядает, мысль не работает, психика угасает. Еще древние говорили: движение — это жизнь.
Слайд 342. Не усади!
Для обеспечения сообразного природе ребенка режима работы необходимо не
усаживать его с раннего детства за стол, на стульчик, а
предоставить ему возможность работать, и не только работать — жить, в режиме телесной вертикали.
телесная стойка — это стойка психическая, стойка волевая. Народная мудрость через язык донесла до нас это понимание. О чем мечтают родители, если обобщить все их пожелания? Они хотят, чтобы ребенок в жизни состоялся. А понятие стойкость? Образ счастливого, свободного человека — человека разогнувшегося, несгибаемого, волевого.
Слайд 353. Никакой преграды глазу ребенка!
Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной способностью «воспринимать»
характеристики пространства, с помощью которых происходит формирование психических функций человека.
Кроме того, через глаз идет «настройка» организма на экологическую среду.
В ходе эволюции зрительная система формировалась как система, работающая в основном в режиме дальнего зрения, позволявшего воспринимать как можно более полную картину окружающего мира.
При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.
Слайд 364. Да здравствует рукотворчество!
Десять наших пальцев — это те «спицы», которые
в эволюции «связали» нейроэпителиальную «вязь» мозга. Эти «кружева» должны постоянно
воссоздаваться и поддерживаться у каждого ребенка.
Слайд 375. «Нам песня строить и жить помогает...»
Если вы хотите, чтобы Ваш
ребенок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищенным, пусть он как
можно чаще поет — самостоятельно, в коллективе и вместе с семьей.
речевые дефекты могут быть исправлены им самим без помощи логопеда.
Слайд 386. Образы управляют миром.
Ребенок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи (диалоговой,
художественной речи, декламации стихов, в процессе участия в детских театрализованных
постановках и т.п.) — только так у него может сформироваться уверенное и свободное мышление
Слайд 39Немного о выборе
Здоровье – это не вопрос случая, это вопрос
выбора.
«Многие потеряли здоровье, пытаясь заработать все деньги, какие можно заработать;
а потом потеряли все деньги, пытаясь вернуть здоровье»
Д. Буряк