Слайд 1Летние праздники
от Троицы до
Ильина дня
Слайд 2Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут
былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул
пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Слайд 3
Народное наименование Федосьи (русский вариант имени Феодосии). Колосяница связано с
наблюдениями крестьян над природой: в день ее памяти начинает колоситься
рожь, выметывается колос. Чтобы осмотреть всходы, крестьяне отправлялись в поля
29 мая/ 11 июня. Федосья-колосяница -
день памяти святой мученицы Феодосии.
Слайд 4. Молодежь участвовала в обряда величания ржи . Девушки водили
хороводы…
Вождение колоска -девичий / женский обряд весенне-летнего цикла, в
ходе которого совершалось хождение к озимым полям и "величание" ржи. Действие обычно совершалось рано утром, сразу после восхода солнца.
Участницами обряда были девушки и молодые женщины, главным действующим лицом - выбранная ими красивая девочка 9-12 лет, называемая "колосок"; остальное население деревни выступало в качестве зрителей. Первоначально участвовавшие в вождении колоска девушки и женщины одевали девочку в нарядный сарафан, украшали ее лентами и венком
Слайд 5Затем они разбивались на пары. Девушки одной пары брали друг
друга за руки чуть выше кисти, так что все четыре
руки образовывали плотный квадрат. Соединившись, пары становились рядом, плечом к плечу, составляя дорожку из рук между двух рядов девушек, обращенных друг к другу лицом. По крепкому оплоту из рук шла девочка-"колосок", опираясь на головы участниц.
Пара, которую прошла девочка, покидала свое место и становилась вперед, продолжая дорожку. Таким образом процессия продвигалась по направлению к полю, начавшему в это время колоситься.
Слайд 6С начала шествия звучала песня, исполнявшаяся растянутыми голосами:
"Пошел колос
на ниву,
На белую пшеницу!
Уродился на лето
Рожь с овсом, со дикушей (гречиха),
Со пшеницей".
У озимого поля процессия останавливалась, пара девушек с девочкой на руках, отделялась от нее и подходила к "оржаному хлебу". Девочка соскакивала с рук, срывала горсть ржи, бежала к церкви и кидала под нее или рядом с ней сорванные колосья. Иногда она раскидывала ржаные стебли по дороге к деревне. Далее девушки, направляясь в сторону от ржаных полей, водили хоровод,
Хороводное шествие заканчивалось на месте весенне-летних гуляний молодежи. Здесь был установлен чан с брагой, к которому подходили исполнительницы обряда. Сначала они угощали своих отцов и матерей, а затем к трапезе приступали все присутствовавшие.
Слайд 730 мая /12 июня.
Исаакий-змеевник - день преподобного Исаакия-исповедника.
На
Исаакия-змеевика "выползает из нор всякий гад". По поверью, это день
змеиных свадеб. Крестьяне считали, что змеи, собираясь на свадьбы, "идут поездом", или "станицей ходят по лесу". В этот день старались воздержатся от походов в лес, поскольку змея может укусить человека так, что "не заговорить ни одному колдуну-знахаою" (Коринфский А.А. 1995. С. 210).
День Исаакия считался лучшим днем для посадки бобов. Предварительно бобы замачивали в озимой воде, которую получали из последнего, лежавшего по оврагам, снега и хранили специально для этого случая с марта месяца
Слайд 88 июня/ 21 июня - Федор Стратилат
- в христианском
календаре день святого великомученика Федора Стратилата. Дата установлена в память
о перенесении мощей святого. В русской традиции Федор был известен под именем "колодезника". Крестьяне говорили: "С Федора Стратилата колодцы рой. Будет вода в них и чиста и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу
Слайд 9Чтобы правильно определить место нахождения подземного родника, следовало накануне дня
Федора Стратилата, вечером, на заранее присмотренное место для рытья колодцев,
принести "наговоренную" сковороду и оставить ее на ночь. На следующее утро полагалось выйти из дома до восхода солнца и с первыми его лучами поднять сковороду и внимательно осмотреть её. Поверхность, покрытая влагой, означала, что место выбрано правильно и можно, благословясь, приниматься за работу
Вологодские и пермские крестьяне, специализирующиеся на рытье колодцев, считали день Федора Стратилата своим праздником.
Слайд 10
22 июня – Кирилл – конец весны,
начало
лета.
Летнее Солнцестояние.
Слайд 1113 июня / 26 июня - Акулина-гречишница (Акилина-гречушница, Акулина -
задери хвосты) - день памяти святой мученицы Акилины
Имя святой
угодницы связывалось в сознании крестьян с одной из распространенных в России зерновых культур - гречихой. В день Акулины пучками этого растения, сорванного в полях, украшали в домах иконы. Верующие обращались к святой с мольбами, прося об урожае гречи В Курской губ., чтобы гречи были хорошие, старались в этот день не работать.
В ряде губерний России на Акулину-гречишницу из гречи было принято готовить мирскую кашу для нищих, странников и калик; этот день называли праздником каш. После угощения по традиции благодарили хозяев: "Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом - на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету! Без хлеба, да без каши - ни во что труды наши"
Слайд 12 С Акулины-гречишницы начинается лето, поскольку именно с этого дня
появлялись оводы и активизировались другие кровососущие насекомые. В народе говорили:
"Пойдешь лесом - комары взбесят»). Более всего от насекомых страдали домашние животные. Коровы, спасаясь от мух, комаров, слепней, убегали из стада и, возвращаясь обратно в поселения, прятались под навесами крыш, в тени. Отсюда второе название дня - Акулина - задери хвосты.
Слайд 1323 июня / 6 июля - Аграфена Купальница (Купальщица) -
день памяти святой мученицы Агриппины, канун дня Ивана Купалы.
Слайд 14В русской традиции Аграфена (русский вариант имени Агриппина) известна под
именем Купальницы, т.к. день ее памяти предшествовал празднику Ивана Купалы.
Ряд обрядовых действий этого праздника совершался местами в день Аграфены Купальницы. Ночь с Аграфены на Ивана (Иван Купала) считалась волшебн, на нее приходился и пик праздничного веселья и разгула.
Слайд 15Ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате
солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и
кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи.
Слайд 16Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались
с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними
шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников
"Ездил Иван по вулице,
Сбирал девок на гулянья,
Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свекру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась,
Все гулянья миновала.
Все цветочки посорвали,
Всю купальню притоптали".
(Песни Псковской земли)
Слайд 17Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось
большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично
осмеять оставшихся дома –
Ритуальный начин, основными участницами которого были молодые женщины и девушки, свидетельствовал о их руководящей роли в ряде обрядов купальского цикла (Иван Купала). Отсюда осмысление праздника Аграфены Купальницы, а также Ивана Купалы, как женского/девичьего праздника, что нашло отражение и в фольклоре:
"Как у нас в году три праздника:
Первый праздник Семик честной,
Другой праздник Тройцын день,
А третий праздник Купальница".
Слайд 18Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых
для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для
гадания. Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.
Слайд 19В купальскую ночь по традиции собирали волшебные, колдовские и лекарственные
травы (см. Ивановские травы), гадали на будущее, узнавая свою судьбу
в основном с помощью ивановских трав. Именно в эту ночь желающие могли обрести магические знания и предметы. Чтобы стать знахарем, необходимо было отправиться в лес, взяв с собой Васильевский огарок. Отыскав место, где растет наибольшее количество трав разных сортов, следовало очертиться огарком и ждать полуночи. "В полночь заговорят травы, и всякая трава начнет сказывать своим голосом, от какой она болезни лечит…
Слайд 20Купальские костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала.
Обычно их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на
выгонах, перекрестках дорог, около водоемов, на холмах вблизи полей. Каждое поселение организовывало свой костер, иногда - несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого "живой огонь", получаемый путем трения. В ряде мест старика заменял парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.
Слайд 21Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам:
ненужные бороны, метлы, колесные ободы и т.д. Как правило, центром
костра служило дерево - сосна, ель, нередко с обрубленными сучьями или с отрубленной макушкой, - или шест, укрепленный в земле. На них вешали венки, старые веники, троицкие березки (петербургск.), цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки, обматывали ствол дерева лыком (петербургск.). В некоторых случаях костер представлял собой сложенные столбиком дрова, обложенные хворостом (псковск.).
Слайд 22
Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и
молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали
общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.
Слайд 23
Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание
через купальский огонь. Прыгали поодиночке и парами. По поверью, перепрыгнувший
обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь не размыкая рук, то окружающие говорили, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым.
Слайд 24Гадание на венках обязательная традиция Купальской ночи
Слайд 2524 июня / 7 июля отмечается день летнего солнцестояния, в
христианской традиции - праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи,
Крестителя Господня.
Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее. В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота.
Слайд 26
Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников
христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей
от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших. Праздник был почитаем среди рыбаков и пастухов, а также считался праздником молодежи. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве.
29 июня / 12 июля – день Святых Петра и Павла (Петров день, Петровки)
Слайд 27
День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важных
"годовых" праздников. К нему, как правило, готовились заранее: соблюдали пост
(Петровский, Петров пост), который, по мнению крестьян, "выдумали старые чертовки (тещи), скот собирать, да зятьев угощать", или священники, чтобы получать Петровщину - подать в виде зерна, масла, яиц; чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день, как и другие большие праздники, отмечался два-три дня; сибиряки объясняли: "севодне Петры, завтре Павлы"
Слайд 28
В некоторых районах России Петров день отмечался и как праздник
пастухов. В этот день с пастухами производился расчет: крестьянская община
выплачивала деньги за прошедшую часть пастбищного сезона. В Петербургской губ. эта плата, вторая по счету (первая производилась при заключении договора, последняя - по окончании), называлась Петровщиной. Соблюдался также обычай одаривать пастухов яйцами, хлебом и маслом; делали это, как правило, хозяйки.
Слайд 29
Петров день был особо почитаем среди рыбаков; зачастую его называли
"рыбацким" или "ловецким" праздником, "рыболовом". В районах, с развитым рыболовецким
промыслом и там, где ловля рыбы существовала как подсобный промысел, 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги "Петру-рыболову на мировую свечу", которую ставили в приходском храме перед образом святого.
Слайд 30
В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у
себя гостей. Старые рыбаки по этому случаю украшали свои костюмы
растением "Петров крест". Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы . ". В начале застолья один из старших членов семьи провозглашал: "Петры-Павлы! Садитесь, хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба». Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой.
Слайд 31
Типичной чертой праздника являлись молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне
праздника, вечером, и продолжались в течении ночи и последующих одного-двух
дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или за его пределами - в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников. Здесь специально для петровских гуляний устанавливали качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.
Слайд 32
К наиболее распространенным среди молодежи действиям относится обычай устраивать в
ночь на Петров день обрядовые бесчинства: забираться во дворы односельчан,
уносить и растаскивать по округе, а иногда забрасывать на крыши или пускать на воду, бороны, телеги, сани, кадушки, бревна и все то, что попадет под руку, рвать в чужих огородах и садах созревшие плоды (при общем запрете на вкушение плодов нового урожая), заваливать окна, двери, ворота, возводить ("городить") из украденных вещей преграды на улицах поселений (отсюда и тульское название обычая - "городушник"), пугать население шумом и криком. Крестьяне, ожидая разгула молодежи, обычно не спали в течение ночи, сторожа свои усадьбы и стараясь не допустить большого ущерба хозяйству, однако активных действий не предпринимали. В Калужской губ. ритуальное воровство совершалось при непосредственном присутствии пожилых людей и детей, которые демонстративно рассаживались около своих домов, оповещая всех о том, что "стерегут" их. Утром следующего дня домохозяева занимались поиском своих вещей, разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодежь.
Слайд 33Считали, что Петров день открывает вторую половину лета: "С Петрова
дня - красное лето". Этот момент характеризуют, как свидетельствуют приметы,
изменения в погоде: "Как придет Петро, так и будет тепло", "Петр-Павел жару прибавил"; а также поворот солнца на зиму: "Петр-Павел день убавил". Представление о наступлении нового сезона базируется и на основе наблюдений за птицами: после Петрова дня кукушка перестает куковать, а соловей петь.
Петров день является и своеобразным рубежом, разделяющим виды хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл сельскохозяйственных работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве.
В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих/женских гуляний, что и отразилось в пословице "Женское лето - до Петра, с Петрова дни страдная пора
Слайд 34С началом страды (уборки хлебов) служили молебны пред иконой
Пресвятой
Богородицы «Спорительница Хлебов»
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Спорительница
хлебов"
Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоношения…
Слайд 352 августа – Ильин день.
Славный пророк Илия почитался нашими
предками распорядителем и благодетельных и грозных сил природы, особенно молний
и грома. На Илию всегда бывает весёлый праздник – в поле работать опасно, непременная в этот день гроза может привести к несчастью. С Ильина дня воды стынут – конец купанию.