Слайд 1ЛИЧНОСТЬ И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Презентация Корчагиной Анастасии
Ученицы ГБОУ лицей № 1571
г. Москва
Слайд 2Личность - сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и
выполняющий определённую общественную роль. Роль - это социальная функция личности:
роль матери и отца - воспитание детей, роль директора школы - управление коллективом, организация процесса обучения.
Слайд 3Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в
детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта
и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.
В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности.
Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.
В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.
Слайд 4Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он протекает
совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида
к той или иной социальной среде.
Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие.
Слайд 5Формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу
жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении,
я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности.
Слайд 6Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности
человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их
нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществляет выбор между добром и злом (Аристотель).
Слайд 7Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а
в другом – морально, честно, по-доброму?
В древности существовало поверье, что
на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам.
Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое. Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора – между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.
Слайд 9Вот простой пример. У вас есть два яблока, одно из
них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришёл друг.
Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.
Вы задумались, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор – когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.