1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
АНТИЧНАЯ 
 ФИЛОСОФИЯ
Философы античности рассматривали человека
                                    как 
ОБРАЗ КОСМОСА, микрокосм.
Начиная с Сократа, было принято считать человека
двойственным существом, состоящим из
ДУШИ и ТЕЛА
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                         СРЕДНЕВЕКОВАЯ
    
                                               ФИЛОСОФИЯ
средневековая философия носила
религиозный характер, поэтому
главное внимание уделялось не
познанию человека, а познанию
Б О Г А.
                  однако…
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ   
восходит к Платону, в нём
                                                            
                                    
много интуитивно-
чувственного
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ КАТОЛИЦИЗМА   
восходит к Аристотелю, Августину и
                                                            
                                    
Фоме Аквинс-
кому. Здесь больше рационального,
человек понимается как
СУБЪЕКТ ВОЛИ
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ БОГ СУЩЕСТВУЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОН СУЩЕСТВУЕТ.
С ПОЗИЦИИ
                                                            
                                    
КАТОЛИЦИЗМА БОГ СУЩЕСТВУЕТ, ПОТОМУ ЧТО БЕЗ НЕГО ЧЕЛОВЕКУ ПЛОХО 
«Во
                                    что веришь – то и имеешь» (Мартин Лютер)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
НОВОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕКА УСМАТРИВАЕТСЯ В РАЗУМЕ, МЫШЛЕ-
НИИ, РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ЗДЕСЬ НАРЯДУ
                                                            
                                    
С КОНЦЕПЦИЕЙ
HOMO SAPIENS РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ КОНЦЕПЦИЯ HOMO
FABER (ЧЕЛОВЕК ДЕЯТЕЛЬНЫЙ). ГЛАВНОЕ В
                                    ЧЕЛОВЕКЕ ЭТО
РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТИ К ДЕЙСТВИЮ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8
ФИЛОСОФИЯ 
КАРЛА МАРКСА
СУТЬ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ НЕ ПРОСТО В ЕГО СПОСОБ-
НОСТИ
                                                            
                                    
К ДЕЙСТВИЮ, А В ЕГО СПОСОБНОСТИ К
ДЕЙСТВИЮ В ОБЩЕСТВЕННОМ СМЫСЛЕ.
ГЛАВНОЕ
                                    В ОБЩЕСТВЕ - ТРУД,
А ОТДЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЕСТЬ «АТОМ» ОБЩЕСТВА,
В КОТОРОМ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ
ВСЕОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                      ФИЛОСОФИЯ
       
                                        ФРИДРИХА НИЦШЕ
ФИЛОСОФИЯ Ф.НИЦШЕ – ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ «ИЗОБРЕ-
ТЕНИЕ» НОВОГО ВРЕМЕНИ. ОН ПОНИМАЛ РАЗУМ ЧЕ-
ЛОВЕКА КАК БОЛЕЗНЬ, ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ОМЕРТВЛЯЮ-
ЩЕЕ ЕГО. ВО ГЛАВУ УГЛА ОН СТАВИЛ,
ЛИДЕРСТВО, БУЙСТВО ФАНТАЗИИ, ПРОТЕСТ ПРОТИВ
ПОСЛУШАНИЯ И ВООБЩЕ ПРОТИВ ВСЯКОЙ ХИЛОСТИ.
ИДЕАЛ НИЦШЕ – ЭТО «СВЕРХЧЕЛОВЕК», ЛЮБЯЩИЙ
ТОЛЬКО СЕБЯ И ПРЕЗИРАЮЩИЙ ВСЯКУЮ ХИЛОСТЬ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
 ФИЛОСОФИЯ  
ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ЕГО ФИЛОСОФИИ – ЧЕЛОВЕК
                                                            
                                    
СУЩЕСТВО БЕССОЗ-
НАТЕЛЬНОЕ. ЕГО УЧЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ  П С И
                                    Х О А Н А Л И З.
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПСИХОАНАЛИЗА – ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВО ЭРОТИЧЕСКОЕ И
ГЛАВНАЯ ЕГО СУЩНОСТЬ – СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ ЛИБИДО (ПОЗДНЕЕ
ЕЩЕ И ТАНАТОС (СТРАХ СМЕРТИ). ЛИБИДО ПРИВОДИТ В КОНФЛИКТ С 
СОЗНАНИЕМ, РЕАГИРУЮЩИМ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ; СОЗНАТЕЛЬНОЕ
ПЕРЕВОДИТСЯ В ОБЛАСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, ОТСЮДА НЕВРОЗЫ И
ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. И НИКТО НЕ СПОСОБЕН ИЗБАВИТЬ ЧЕЛО-
ВЕКА ОТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, Т.К. ОН СУЩЕСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
КАК АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ РАССМАТРИВАЛА ЧЕЛОВЕКА?
ОПРЕДЕЛИТЕ СООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕК – БОГ В
                                                            
                                    
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ?
НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ
                                    ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ КАТОЛИЦИЗМА?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ ПРОТЕСТАНТИЗМА?
КАК РАССМАТРИВАЛА ЧЕЛОВЕКА НОВОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ?
В
                                                            
                                    
ЧЁМ НОВИЗНА ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МАРКСА?
В ЧЁМ НОВИЗНА ТРАКТОВКИ
                                    ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ?
В ЧЁМ НОВИЗНА ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ФРЕЙДА?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 132. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО
СОГЛАСНО ВТОРОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ОБЩЕСТВО СОСТАВЛЕ-
НО ИЗ ИНДИВИДОВ
                                                            
                                    
И ОБРАЗУЕТСЯ ОТ СЛОЖЕНИЯ ИХ СПО-
СОБНОСТЕЙ, ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЙСТВИЙ.
СОГЛАСНО ПЕРВОЙ –
                                    ОБЩЕСТВО ПЕРВИЧНО, А ЧЕЛОВЕК
ВТОРИЧЕН, ЧЕЛОВЕК – УЗЕЛ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ТРЕТЬЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – СОЕДИНЯЕТ ДОСТОИНСТВА ДВУХ
ПЕРВЫХ: ОБЩЕСТВО ПРОИЗВОДИТ ИНДИВИДОВ, КОТОРЫЕ В
СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ПРОИЗВОДЯТ ОБЩЕСТВО. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17ОТЛИЧИЕ ОБЩЕСТВА 
ОТ ПРИРОДЫ
Общество в отличие от природных систем не
                                                            
                                    существует независимо от идей,
  представлений, ценностей людей 
Смысл социальных
                                    действий людей определяется их ценностями. Люди всегда взаимодействуют во имя чего-то, животные питаются, размножаются согласно инстинкту, сознательной деятельности у них нет или есть только её зачатки… 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
РАССКРОЙТЕ СМЫСЛ ПЕРВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СООТНОШЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО».
РАССКРОЙТЕ СМЫСЛ ВТОРОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СООТНОШЕНИЯ
                                                            
                                    
«ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО».
РАССКРОЙТЕ СМЫСЛ ТРЕТЬЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СООТНОШЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО».
ВЫЯВИТЕ ОТЛИЧИЯ ОБЩЕСТВА ОТ ПРИРОДЫ.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19 3. ФИЛОСОФСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВЕОБРАЗИЯ ОБЩЕСТВА
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
В АНТИЧНОСТИ ОБЩЕСТВО ПОНИМАЛОСЬ
                                                            
                                    
НА ОС-
НОВЕ ИДЕЙ ПЛАТОНА, ГДЕ ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЕМ
БЫЛА ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ, НО
                                    СПРАВЕДЛИ-
ВОСТЬ СЧИТАЛАСЬ КОСМИЧЕСКИМ НАЧАЛОМ
(ПОЗДНЕЕ АРИСТОТЕЛЬ НАЗВАЛ ЕЁ ЧЕЛОВЕЧЕС-
КИМ НАЧАЛОМ). ТАКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБЩЕ-
СТВА НЕ ТОЛЬКО ДОЖИЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ, НО
И ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ И ГЛАВНЫХ ЕГО ЦЕННОСТЕЙ
СОВРЕМЕННОСТИ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ПОЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЯ «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА», КАК
НЕОБХОДИМОГО, ИНАЧЕ ВСЕ ПЕРЕБЬЮТ
                                                            
                                    
ДРУГ ДРУГА. ЗДЕСЬ
ГЛАВНОЕ – ЭТО СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБ-
ЩЕСТВО, ПРИЗНАЮЩЕЕ
                                    ПРАВО НА ЖИЗНЬ, СВОБОДУ И СОБ-
СТВЕННОСТЬ.
К.МАРКС ЖЕ СЧИТАЛ, ЧТО ЛЮДИ В ОБЩЕСТВЕ «СКЛЕЕНЫ»
ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ, РАЗВИТИЕ КОТОРОГО ОБЕСПЕЧИ-
ВАЕТ ПЕРЕХОД ОТ ДИКОСТИ К РАБОВЛАДЕНИЮ, ОТ ФЕОДА-
ЛИЗМА И КАПИТАЛИЗМУ И КОММУНИЗМУ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ И ХХI ВЕКА
У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОГО ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА
                                                            
                                    
СТОИТ
МАКС ВЕБЕР, КОТОРЫЙ В ОСНОВУ ОБЩЕСТВА ПОСТАВИЛ
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ГДЕ СУЩЕСТВУЕТ
                                    СВОБОДНЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБОР (М.Фуко) СОГЛАСНО
ИХ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ СОЗНАНИЯ (Э.Гуссерль) И
РЕЧЕВЫМ АКТАМ (Дж.Остин)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22ИТАК, В КАЧЕСТВЕ ОБОБЩЕНИЯ МОЖНО ВЗЯТЬ
СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА:
ОБЩЕСТВО – ЭТО
                                                            
                                    
СОВОКУПНОСТЬ
ЛЮДЕЙ В РАМКАХ ИМИ ЖЕ
ПРОИЗВОДИМОЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ
СМЫСЛОВ
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23
КАК АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРПРЕТИРОВАЛА ОБЩЕСТВО?
КАК ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ИНТЕРПРЕТИРОВАЛА ОБЩЕСТВО?
КАК
                                                            
                                    
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРПРЕТИРОВАЛА ОБЩЕСТВО?
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ ОБЩЕСТВО.