1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
АНТИЧНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Философы античности рассматривали человека
как
ОБРАЗ КОСМОСА, микрокосм.
Начиная с Сократа, было принято считать человека
двойственным существом, состоящим из
ДУШИ и ТЕЛА
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ФИЛОСОФИЯ
средневековая философия носила
религиозный характер, поэтому
главное внимание уделялось не
познанию человека, а познанию
Б О Г А.
однако…
Слайд 4
ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ
восходит к Платону, в нём
много интуитивно-
чувственного
Слайд 5
ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ КАТОЛИЦИЗМА
восходит к Аристотелю, Августину и
Фоме Аквинс-
кому. Здесь больше рационального,
человек понимается как
СУБЪЕКТ ВОЛИ
Слайд 6
С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ БОГ СУЩЕСТВУЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОН СУЩЕСТВУЕТ.
С ПОЗИЦИИ
КАТОЛИЦИЗМА БОГ СУЩЕСТВУЕТ, ПОТОМУ ЧТО БЕЗ НЕГО ЧЕЛОВЕКУ ПЛОХО
«Во
что веришь – то и имеешь» (Мартин Лютер)
Слайд 7
НОВОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕКА УСМАТРИВАЕТСЯ В РАЗУМЕ, МЫШЛЕ-
НИИ, РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ЗДЕСЬ НАРЯДУ
С КОНЦЕПЦИЕЙ
HOMO SAPIENS РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ КОНЦЕПЦИЯ HOMO
FABER (ЧЕЛОВЕК ДЕЯТЕЛЬНЫЙ). ГЛАВНОЕ В
ЧЕЛОВЕКЕ ЭТО
РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТИ К ДЕЙСТВИЮ
Слайд 8
ФИЛОСОФИЯ
КАРЛА МАРКСА
СУТЬ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ НЕ ПРОСТО В ЕГО СПОСОБ-
НОСТИ
К ДЕЙСТВИЮ, А В ЕГО СПОСОБНОСТИ К
ДЕЙСТВИЮ В ОБЩЕСТВЕННОМ СМЫСЛЕ.
ГЛАВНОЕ
В ОБЩЕСТВЕ - ТРУД,
А ОТДЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЕСТЬ «АТОМ» ОБЩЕСТВА,
В КОТОРОМ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ
ВСЕОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ФРИДРИХА НИЦШЕ
ФИЛОСОФИЯ Ф.НИЦШЕ – ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ «ИЗОБРЕ-
ТЕНИЕ» НОВОГО ВРЕМЕНИ. ОН ПОНИМАЛ РАЗУМ ЧЕ-
ЛОВЕКА КАК БОЛЕЗНЬ, ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ОМЕРТВЛЯЮ-
ЩЕЕ ЕГО. ВО ГЛАВУ УГЛА ОН СТАВИЛ,
ЛИДЕРСТВО, БУЙСТВО ФАНТАЗИИ, ПРОТЕСТ ПРОТИВ
ПОСЛУШАНИЯ И ВООБЩЕ ПРОТИВ ВСЯКОЙ ХИЛОСТИ.
ИДЕАЛ НИЦШЕ – ЭТО «СВЕРХЧЕЛОВЕК», ЛЮБЯЩИЙ
ТОЛЬКО СЕБЯ И ПРЕЗИРАЮЩИЙ ВСЯКУЮ ХИЛОСТЬ
Слайд 10
ФИЛОСОФИЯ
ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ЕГО ФИЛОСОФИИ – ЧЕЛОВЕК
СУЩЕСТВО БЕССОЗ-
НАТЕЛЬНОЕ. ЕГО УЧЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ П С И
Х О А Н А Л И З.
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПСИХОАНАЛИЗА – ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВО ЭРОТИЧЕСКОЕ И
ГЛАВНАЯ ЕГО СУЩНОСТЬ – СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ ЛИБИДО (ПОЗДНЕЕ
ЕЩЕ И ТАНАТОС (СТРАХ СМЕРТИ). ЛИБИДО ПРИВОДИТ В КОНФЛИКТ С
СОЗНАНИЕМ, РЕАГИРУЮЩИМ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ; СОЗНАТЕЛЬНОЕ
ПЕРЕВОДИТСЯ В ОБЛАСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, ОТСЮДА НЕВРОЗЫ И
ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. И НИКТО НЕ СПОСОБЕН ИЗБАВИТЬ ЧЕЛО-
ВЕКА ОТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, Т.К. ОН СУЩЕСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Слайд 11
КАК АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ РАССМАТРИВАЛА ЧЕЛОВЕКА?
ОПРЕДЕЛИТЕ СООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕК – БОГ В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ?
НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ
ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ КАТОЛИЦИЗМА?
Слайд 12
НА ЧЁМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ФИЛОСОФСКИЙ СТИЛЬ ПРОТЕСТАНТИЗМА?
КАК РАССМАТРИВАЛА ЧЕЛОВЕКА НОВОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ?
В
ЧЁМ НОВИЗНА ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МАРКСА?
В ЧЁМ НОВИЗНА ТРАКТОВКИ
ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ?
В ЧЁМ НОВИЗНА ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ФРЕЙДА?
Слайд 132. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
Слайд 14
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
Слайд 15
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
Слайд 16
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО
СОГЛАСНО ВТОРОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ОБЩЕСТВО СОСТАВЛЕ-
НО ИЗ ИНДИВИДОВ
И ОБРАЗУЕТСЯ ОТ СЛОЖЕНИЯ ИХ СПО-
СОБНОСТЕЙ, ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЙСТВИЙ.
СОГЛАСНО ПЕРВОЙ –
ОБЩЕСТВО ПЕРВИЧНО, А ЧЕЛОВЕК
ВТОРИЧЕН, ЧЕЛОВЕК – УЗЕЛ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
ТРЕТЬЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – СОЕДИНЯЕТ ДОСТОИНСТВА ДВУХ
ПЕРВЫХ: ОБЩЕСТВО ПРОИЗВОДИТ ИНДИВИДОВ, КОТОРЫЕ В
СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ПРОИЗВОДЯТ ОБЩЕСТВО.
Слайд 17ОТЛИЧИЕ ОБЩЕСТВА
ОТ ПРИРОДЫ
Общество в отличие от природных систем не
существует независимо от идей,
представлений, ценностей людей
Смысл социальных
действий людей определяется их ценностями. Люди всегда взаимодействуют во имя чего-то, животные питаются, размножаются согласно инстинкту, сознательной деятельности у них нет или есть только её зачатки…
Слайд 18
РАССКРОЙТЕ СМЫСЛ ПЕРВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СООТНОШЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО».
РАССКРОЙТЕ СМЫСЛ ВТОРОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СООТНОШЕНИЯ
«ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО».
РАССКРОЙТЕ СМЫСЛ ТРЕТЬЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СООТНОШЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО».
ВЫЯВИТЕ ОТЛИЧИЯ ОБЩЕСТВА ОТ ПРИРОДЫ.
Слайд 19 3. ФИЛОСОФСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВЕОБРАЗИЯ ОБЩЕСТВА
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
В АНТИЧНОСТИ ОБЩЕСТВО ПОНИМАЛОСЬ
НА ОС-
НОВЕ ИДЕЙ ПЛАТОНА, ГДЕ ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЕМ
БЫЛА ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ, НО
СПРАВЕДЛИ-
ВОСТЬ СЧИТАЛАСЬ КОСМИЧЕСКИМ НАЧАЛОМ
(ПОЗДНЕЕ АРИСТОТЕЛЬ НАЗВАЛ ЕЁ ЧЕЛОВЕЧЕС-
КИМ НАЧАЛОМ). ТАКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБЩЕ-
СТВА НЕ ТОЛЬКО ДОЖИЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ, НО
И ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ И ГЛАВНЫХ ЕГО ЦЕННОСТЕЙ
СОВРЕМЕННОСТИ
Слайд 20
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ПОЯВЛЯЕТСЯ ТЕОРИЯ «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА», КАК
НЕОБХОДИМОГО, ИНАЧЕ ВСЕ ПЕРЕБЬЮТ
ДРУГ ДРУГА. ЗДЕСЬ
ГЛАВНОЕ – ЭТО СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБ-
ЩЕСТВО, ПРИЗНАЮЩЕЕ
ПРАВО НА ЖИЗНЬ, СВОБОДУ И СОБ-
СТВЕННОСТЬ.
К.МАРКС ЖЕ СЧИТАЛ, ЧТО ЛЮДИ В ОБЩЕСТВЕ «СКЛЕЕНЫ»
ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ, РАЗВИТИЕ КОТОРОГО ОБЕСПЕЧИ-
ВАЕТ ПЕРЕХОД ОТ ДИКОСТИ К РАБОВЛАДЕНИЮ, ОТ ФЕОДА-
ЛИЗМА И КАПИТАЛИЗМУ И КОММУНИЗМУ.
Слайд 21
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ И ХХI ВЕКА
У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОГО ПОНИМАНИЯ ОБЩЕСТВА
СТОИТ
МАКС ВЕБЕР, КОТОРЫЙ В ОСНОВУ ОБЩЕСТВА ПОСТАВИЛ
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ГДЕ СУЩЕСТВУЕТ
СВОБОДНЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ВЫБОР (М.Фуко) СОГЛАСНО
ИХ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ СОЗНАНИЯ (Э.Гуссерль) И
РЕЧЕВЫМ АКТАМ (Дж.Остин)
Слайд 22ИТАК, В КАЧЕСТВЕ ОБОБЩЕНИЯ МОЖНО ВЗЯТЬ
СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА:
ОБЩЕСТВО – ЭТО
СОВОКУПНОСТЬ
ЛЮДЕЙ В РАМКАХ ИМИ ЖЕ
ПРОИЗВОДИМОЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ
СМЫСЛОВ
Слайд 23
КАК АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРПРЕТИРОВАЛА ОБЩЕСТВО?
КАК ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ИНТЕРПРЕТИРОВАЛА ОБЩЕСТВО?
КАК
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРПРЕТИРОВАЛА ОБЩЕСТВО?
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ ОБЩЕСТВО.