Слайд 1ЛЕКЦИЯ №1
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Слайд 2ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью курса является:
Обучение студентов теории и
практики использования институтов массовой коммуникации в PR.
Задачи курса:
Представить концептуальные
подходы, описывающие медиапространство современного общества, его структуру и тенденции развития;
Рассмотреть правовые, технологические, экономические и психологические аспекты функционирования институтов массовой коммуникации;
Раскрыть технологию функционирования институтов массовой коммуникации как средств PR.
Сформировать социологический инстументарий исследования мааосвой коммуникации в PR деятельности
Слайд 3ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Тема 1. Массовая коммуникация в современном мире
Тема 2.
Теории массовой коммуникации
Тема 3. Средства массовой информации и общество
Тема 4.
Коммуникативное воздействие СМИ
Тема 5. Рекламная коммуникация
Тема 6. Интернет – современное коммуникационное пространство
Тема 7. Методология и методы социологических исследований в PR.
Тема 8. Количественные и статистические методы исследования массовой коммуникации.
Тема 9.Качественные методы в исследовании медиа-пространства.
Слайд 4ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Медиа. Введение./Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; пер. с
англ. М.; 2005.
Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.
Фомичева И.Д.
Социология СМИ. М., 2007.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М . 2003.
Слайд 5СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Коммуникация — вид социальной практики
Роль массовой коммуникации в современном
мире
Модели коммуникации
Слайд 61. КОММУНИКАЦИЯ – ВИД СОЦИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Слайд 7КОММУНИКАЦИЯ
Передача информации (идей, образов, установок, оценок) от лица к
лицу, от одной культурной единицы к другой;
Канал, соединяющий участников
обмена информацией;
Взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается;
Процесс передачи и приема информации.
Слайд 8ПИРАМИДА КОММУНИКАЦИИ
Социэтальный уровень
(массовая коммуникация)
Институциональный / организационный
(политическая система или бизнес-организации)
Межгрупповой или
ассоциативный
(локальные сообщества)
Внутригрупповой
(семья)
Межличностный
(диады, пары)
Внутриличностный
(информационный процесс)
Слайд 9ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ:
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное
их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и независимое от групп
принадлежности)
МЕЖГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и независимое от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик)
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (возникает на определенном этапе развития общества и определяется как процесс массового производства и массового распространения информации через технические средства – печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и пр.)
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Осуществление коммуникативных процессов
с помощью технических средств
Принципиальной доступностью информации всем желающим
Массовой
рассредоточенной аудиторией
Слайд 11ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
«Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно
больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и
поведение людей»[1];
«Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»[2].
[1] Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344.
[2] Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. P. 219.
Слайд 12ТЕХНОЛОГИЯ СМИ
1446 НАЧАЛО ВСЕГО:
Иоганн Гутенберг в Страсбурге изобрел печатный станок,
который позволял массово производить печатные
материалы.
1455 КНИГА
Иоганн Гутенберг напечатал 42-строчную Библию,
которая стала первой напечатанной книгой.
1690 ГАЗЕТА
Бен Харрис напечатал Publick. Первая газета в английских колониях.
1741 ЖУРНАЛ
Эндрю Брадфорд (Andrew Bradford ) напечатал American Magazine, и Бенджамин Фрэнклин (Benjamin Franklin)
напечатал General Magazine, первые журналы в английских колониях.
1877 ЗВУКОЗАПИСЬ
Томас Эдисон изобрел фонограф, который мог записать и воспроизвести звук.
1888 КИНО
Томас Эдисон и Уильям Диксон изобрели два приспособления - «кинетограф» («записывающий движение»,
снимающее устройство) и «кинетоскоп» («показывающее движение»)
1895 РАДИО
Гульельмо Маркони передал первое сообщение по радио волнам.
1927 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Фойло Фарнсуорт изобрел передающую электронно-лучевую труюку «анализатор изображения», которую он
присоединил к уже существующему приемному устройству.
1969 ИНТЕРНЕТ
Американский департамент обороны установил компьютерную сеть, которая стала Интернетом.
Слайд 13СМИ И PR
Связи с общественностью можно рассматривать как целенаправленную коммуникационную
деятельность организации на установление позитивных отношений с общественностью.
Основным инструментом создания
позитивного образа в глазах общественности выступает контроль и управление информацией исходящей во внешнюю среду. СМИ в силу своей распространенности и потенциальной возможности охватить большие группы людей являются наиболее эффективным каналом трансляции такой информации.
СМИ обеспечивает широту и постоянство контактов социального субъекта и общественности. Поэтому образ, который транслируется СМИ – это и есть тот образ, который складывается в глазах общественности.
Слайд 14МЕДИА РИЛЕЙШНЗ
Медиа-рилейшнз – работа со средствами СМИ, которая направлена на
формирование позитивного образа организации. Он в себя включает:
производство и размещение
в СМИ публикаций познавательно-событийного характера;
пресс-поддержка различных акций и кампаний;
организация пресс-туров;
создание информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации
Слайд 152. РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Слайд 16ФАКТОРЫ РОСТА ЗНАЧИМОСТИ СМИ
МОЩНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – основное средство передачи
и источник информации для работы множества социальных институтов;
ПРОСТРАНСТВО (или арену),
где разыгрывается множество общественных национальных и международных событий;
ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК определений и отображения социальной реальности; а также пространство изменения и конструирования культуры и ценностей общества, различных социальных групп;
Основной ключ к СЛАВЕ и престижному статусу, а также к эффективному представлению на публичной арене;
Источник системы общественного порядка, которая обеспечивает критерии того, что НОРМАЛЬНО с публичной точки зрения.
Медиа представляют центр деятельности в свободное временя, соответственно, являются средством РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Медиа – огромная и развивающаяся ИНДУСТРИЯ, обеспечивающая занятость и множество потенциальных экономических выгод.
Слайд 17РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ, ПЕРЕДАЧИ, ХРАНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Создание живого
разговорного языка
Изобретение письменности
Книгопечатание
Изобретение телекоммуникационных систем, работающих на основе электрических технологий
(телеграф, телефон, радио, телевидение)
Появление быстродействующей вычислительной техники и коммуникационных сетей (Интернет)
Слайд 18ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Информационное общество – это общество в основе которого лежат
знания.
Уровень развития стран определяется уровнем образования населения.
Быстрое развитие
современной экономики требует динамизма рабочей силы.
Слайд 19ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Глобализация – сокращение расстояний, быстрый обмен информацией
Дигитализация –
отцифровка информации
Конвергенция – совмещение всех видов информации в электронной среде.
Слайд 20ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Изменяются базовые парадигмы восприятия мира. Основные процессы, которые оказывают влияние
на это:
Преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности
Индивидуализация единого исторического
времени
Своего рода сокращение географических пространств
Глобализация содержания медиа
Слайд 21СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «В ЦИФРЕ»
Газеты набираются на компьютере, и в
Интернете доступны их электронные версии.
Цифровое радио позволяет увеличить количество
частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету.
Телевидение также становится цифровым.
Процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ.
Слайд 22МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Институт культуры и бизнеса
Основной источник информации
Инструмент организации общественной жизни
Среда
для развлечения, работы, покупки
Среда для реализации амбиций
Слайд 24
Исследователи разрабатывают различные модели для объяснения коммуникации. Каждая модель, связанная
с определенным контекстом, эпохой и научными проектами, действует как перцептивный
и когнитивный механизм, который изменяет реальность. Таким образом, любая модель позволяет видеть некоторые аспекты, но, обязательно, скрывая другие .
Слайд 25МОДЕЛЬ К.ШЕННОНА
Отправитель
информации
Передатчик
Приемник
Получатель
информации
Сообщение
Сообщение
Сигнал
Сигнал
Источник шума
Слайд 26Г. ЛАССВЕЛЛ
Кто
Что говорит
Контент-анализ
Изучение
коммуникатора
Анализ
Исследование
аудитории
Исследование
эффектов
По какому
каналу
Кому
С каким
эффектом
Коммуникатор
Сообщение
Средство
Приемник
Эффекты
Слайд 27ОБРЯДОВАЯ ИЛИ ВЫРАЖАЮЩАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) МОДЕЛЬ
Модель трансляции остается полезной репрезентацией рационального
и основного действия некоторых медиа и их функций (в частности,
новостных и рекламных медиа).Данная версия предполагает причинно-следственные отношения и однонаправленный поток.
Предлагается альтернативный взгляд на коммуникацию (называет его «ритуальным»), согласно которому: «коммуникация связана с такими терминами, как участие, распределение, ассоциация, членство, взаимное доверие… Ритуалистический взгляд акцентирует внимание не на распространении сообщений в пространстве, а утверждает сохранение общества во времени; не передача информации, а представление и поддержание веры и доверия».
Слайд 28КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЫСТАВЛЕНИЕ НАПОКАЗ И ВНИМАНИЕ: МОДЕЛЬ РЕКЛАМЫ
Иногда основной
целью массмедиа является не передача особой информации и не объединение
публики в некое выражение культуры, веры и ценностей, а просто привлечение и удержание визуального и звукового внимания
Слайд 29КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ДИСКУРСОВ МЕДИА: МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ
Суть «подхода восприятия»
состоит в определении атрибута и конструкции смысла (распространяемого медиа) с
точки зрения получателя. Сообщения медиа всегда «полисемичны» (имеют множество смыслов), они интерпретируются в соответствии с контекстом и культурой получателей.
Среди предвестников анализа восприятия – убедительный вариант критической теории, сформулированный Стюартом Холлом (1980), который подчеркивает стадии трансформации, которые проходят некоторые сообщения медиа от своих истоков до восприятия и интерпретации.
Слайд 30МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
Модели
Получатель
Отправитель
Трансмиссии
Передача смысла
Когнитивный
процесс
Экспрессивная/
Ритуальная
Разделяемый опыт
Представление
Рекламная
Обращение
внимания
Конкурирующее
представление
Кодирование
Восприятия
Декодирование