Разделы презентаций


Моделирование и анализ бизнес-процессов

Содержание

Функциональный и процессный подходы к управлению организацией (лекция 1)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Моделирование и анализ бизнес-процессов
Литература.
В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Процессный подход к

управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.:РИА «Стандарты и качество», 2004.
В.Г. Елиферов, В.В.

Репин. Бизнес-процессы. Регламентация и управление.-М.:ИНФРА-М, 2009.
Шеер А.-Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999.
Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА Стандарты и качество, 2003.
Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. – М.: Весть-МетаТехнология, 2001.
Шеер А.-В. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Весть-МетаТехнология, 2000.

Моделирование и анализ  бизнес-процессовЛитература.В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.:РИА «Стандарты и

Слайд 2Функциональный и процессный подходы к управлению организацией


(лекция 1)

Функциональный и процессный подходы к управлению организацией (лекция 1)

Слайд 3Системы управления организацией
Функциональная (традиционная).
Процессная (современная).



Системы управления организациейФункциональная (традиционная). Процессная (современная).

Слайд 4Эволюция бизнеса
Объединение людей для совместного труда (ориентация на процесс).
Разделение труда,

структурирование в отделы.
Рассмотрение предприятия как совокупности бизнес-процессов

Эволюция бизнесаОбъединение людей для совместного труда (ориентация на процесс).Разделение труда, структурирование в отделы.Рассмотрение предприятия как совокупности бизнес-процессов

Слайд 5Организация
Организация группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий

и взаимоотношений (ИСО 9000:2000).
Организация — это систематизированное, сознательное объединение

действий людей, преследующих достижение конкретных целей.
Организация – это система, преобразующая вход в выход и потребляющая при этом ресурсы.
ОрганизацияОрганизация группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений (ИСО 9000:2000). Организация — это

Слайд 6Функционально-ориентированная организация
Функционально-ориентированная организация - это организация, структура которой статична, имеет

вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую

иерархическую подчиненность «сверху-вниз»
Функционально-ориентированная организацияФункционально-ориентированная организация - это организация, структура которой статична, имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми

Слайд 7Функционально-ориентированная организация

Функционально-ориентированная организация

Слайд 8Функционально-ориентированная организация
Особенности:
строгая вертикальная иерархия управления;
жесткое разделение труда, сгруппированное в

соответствии со спецификой выполняемых действий;
управление, ориентированное на выполнение однородных действий

.
Функционально-ориентированная организация	Особенности: строгая вертикальная иерархия управления;жесткое разделение труда, сгруппированное в соответствии со спецификой выполняемых действий;управление, ориентированное на

Слайд 9Функционально-ориентированная организация
Невозможность быстрой реакции на изменения в силу самой природы

вертикальной иерархии.
Нет ориентации на клиента, главный потребитель - вышестоящий начальник.


Нет заинтересованности работающих в конечном результате.
Обособленность работы каждого подразделения.
Конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам.
Функционально-ориентированная организацияНевозможность быстрой реакции на изменения в силу самой природы вертикальной иерархии.Нет ориентации на клиента, главный потребитель

Слайд 10Предпосылки процессного подхода
50-е-60-е годы ХХ века - РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Основа бизнеса

- соотношение:
Затраты производства + Желаемая прибыль = Цена .

С

70-х годов ХХ века изменение условий:

Не работает принцип «они купят все, что мы произведем». Компания вынуждена быть клиентно-ориентированной. Использование методологии CRM - Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентами).
Жесткая и многообразная конкуренция. Для выживания на рынке необходимо иметь: наименьшую цену, наивысшее качество, лучшее обслуживание.
Нормальное состояние современной компании - постоянные изменения. Глобализация экономики, технологический прогресс.

К 90-м годам - РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ.
Формула успешного бизнеса:
Цена - Затраты на производство = Прибыль
В этих условиях успех производителя зависит от скорости его реакции на запросы потребителя, явные и предполагаемые.
Предпосылки процессного подхода50-е-60-е годы ХХ века - РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯОснова бизнеса - соотношение: Затраты производства + Желаемая прибыль

Слайд 11Процессный подход
Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности,

преобразующих входы в выходы (ИСО 9000).
Процессно-ориентированная организация - это организация,

в которой деятельностью и ресурсами управляют как процессом.
Процессный подходПроцесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ИСО 9000).Процессно-ориентированная организация

Слайд 12Процессный подход

Процессный подход

Слайд 13Аргументация перехода к процессному управлению организацией:
ориентация на потребителя,
создание ценности по

отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах,
лучшее взаимодействие поставщиков и

потребителей, понимание их требований,
снижается риск субоптимизации,
отсутствие фрагментации ответственности за процесс (есть владелец процесса),
облегчение контроля времени выполнения работ и ресурсов.

Аргументация перехода к процессному управлению организацией:ориентация на потребителя,создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах,лучшее

Слайд 14Описание бизнес-процесса
Описать бизнес-процесс означает: 1) определить владельца бизнес-процесса; 2) определить границы бизнес-процесса

(границы ответственности и полномочий владельца процесса); 3) определить клиентов и выходы

бизнес-процесса; 4) определить поставщиков и входы бизнес-процесса; 5) определить ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса (находятся в распоряжении владельца процесса); 6) описать технологию выполнения бизнес-процесса (например, с использованием графических схем в выбранных нотациях); 7) разработать показатели, по которым оценивается бизнес-процесс, его результаты и удовлетворенность клиентов бизнес-процесса; 8) описать работу владельца по анализу и улучшению бизнес-процесса, а так же его отчетность перед вышестоящим руководителем.
Описание бизнес-процессаОписать бизнес-процесс означает: 1) определить владельца бизнес-процесса; 2) определить границы бизнес-процесса (границы ответственности и полномочий владельца

Слайд 15Зачем необходимо описание бизнес-процессов?
В процессе описания выясняется истинная процедура

протекания процесса и проблемные места.
Информация о процессе зафиксирована и

одинаково понятна для всех участников процесса.  
Описание процесса позволяет четко разграничить сферы ответственности между сотрудниками.
Описанный процесс позволяет увидеть движение документов, товарных ценностей в организации.  
Описанный процесс позволяет определить наиболее значимые ресурсы для организации и степень их использования.  
Наличие модели существенно упростит проведение аудита для выявления необходимых изменений в деятельности компании для приведения ее в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9001:2000.
Зачем необходимо описание бизнес-процессов? В процессе описания выясняется истинная процедура протекания процесса и проблемные места.  Информация

Слайд 16Функциональный и процессный подходы
Результатом и функционального, и процессного подходов является

проектирование одновременно организационной структуры и порядка взаимодействия в ее рамках

(«что делать» и «как делать»).
Разница в исходных точках проектирования: распределять ли функциональные обязанности на основе процессов или проектировать процессы взаимодействия между функциональными областями.
Функциональный и процессный подходыРезультатом и функционального, и процессного подходов является проектирование одновременно организационной структуры и порядка взаимодействия

Слайд 17Задание
Как сформулирован процессный подход в международных стандартах?

ЗаданиеКак сформулирован процессный подход в международных стандартах?

Слайд 18Процесс и его элементы

(лекция 2)
Определения бизнес-процесса. Основные элементы процесса.

Схема бизнес-процесса.

Процесс и его элементы(лекция 2) Определения бизнес-процесса. Основные элементы процесса. Схема бизнес-процесса.

Слайд 19Определение бизнес-процесса
Бизнес-процесс (БП) – устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности,

которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность

для потребителя.
Определение бизнес-процессаБизнес-процесс (БП) – устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в

Слайд 20Владелец бизнес-процесса
Владелец БП – должностное лицо, которое имеет в своем

распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о БП,

управляет ходом БП, несет ответственность за результаты и эффективность БП.
Владелец бизнес-процессаВладелец БП – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение,

Слайд 21Вход и выход бизнес-процесса
Вход БП –продукт, который в ходе выполнения

процесса преобразуется в выход. Входы процесса поступают в процесс извне.


Например: сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал и т.д.
Выход БП – результат ( продукт, услуга) выполнения БП.
Например: готовая продукция, документация, информация, персонал, услуги и т.д

Вход и выход бизнес-процессаВход БП –продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход. Входы процесса поступают

Слайд 22Ресурс бизнес-процесса
Ресурс БП – материальный или информационный объект, постоянно используемый

для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса. Ресурсы процесса

находятся под управлением владельца процесса.
Например: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, транспорт, связь и т. д.
Ресурс бизнес-процессаРесурс БП – материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом

Слайд 23Пример 1
Информация – вход для маркетинговых исследований, которая преобразовывается в

выход - отчет, контракт или прогноз продаж.
Информация (о планах

и перспективах организации, о конкурентах и рынке) – ресурс для основных производящих и вспомогательных процессов, так как напрямую не преобразовывается в выход.

Для каких процессов информация является входом, ресурсом?

Пример 1Информация – вход для маркетинговых исследований, которая преобразовывается в выход - отчет, контракт или прогноз продаж.

Слайд 24Пример 2
Персонал – ресурс, который поставляет кадровая служба, для основных

процессов.
Персонал – вход для кадровой службы, поступает в виде необученных

кандидатов на заполнение вакансий, а на выходе процесса подбора и обучения кадров - готовые специалисты для руководителей подразделений.

Для каких процессов персонал является
входом, ресурсом, выходом?

Пример 2Персонал – ресурс, который поставляет кадровая служба, для основных процессов.Персонал – вход для кадровой службы, поступает

Слайд 25Пример 3
1 процесс производства готовой продукции. Владелец – директор по

производству.
2 процесс обслуживания оборудования. Владелец – главный механик.
Чем

является объект работоспособное оборудование?
Ответ: ресурс для 1 процесса и выход для 2 процесса.
Пример 31 процесс производства готовой продукции. Владелец – директор по производству. 2 процесс обслуживания оборудования. Владелец –

Слайд 26Пример 4
1 процесс –сбыта готовой продукции. Владелец – начальник отдела

сбыта.
2 процесс – транспортного обслуживания. Владелец – начальник транспортного цеха.
Чем

являются часы возможного использования автомобиля для 1 процесса?
Ответ: ресурс.
Чем является технически исправный, заправленный и готовый к эксплуатации автомобиль для 2 процесса?
Ответ: выход.
Пример 41 процесс –сбыта готовой продукции. Владелец – начальник отдела сбыта.2 процесс – транспортного обслуживания. Владелец –

Слайд 27Упрощенная схема БП

Упрощенная схема БП

Слайд 28
Сетью бизнес-процессов организации называется совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, включающих

все функции, выполняемые в подразделениях организации.

Сетью бизнес-процессов организации называется совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, включающих все функции, выполняемые в подразделениях организации.

Слайд 29Классификация и взаимосвязь процессов в бизнесе
(лекция 3)

Классификация и взаимосвязь процессов в бизнесе (лекция 3)

Слайд 30
При выделении процессов в любой организации возникает ряд вопросов:
Какие процессы

должны быть в организации? Список обязательных процессов?
Сколько процессов должно быть

в организации?
Кто такой «владелец» процесса, его права и обязанности?
Как обеспечить взаимосвязь процессов в единую сеть?
При выделении процессов в любой организации возникает ряд вопросов:Какие процессы должны быть в организации? Список обязательных процессов?Сколько

Слайд 31Классификация БП по их предназначению (по характеру деятельности и создаваемому

продукту)
Основные.
Вспомогательные.
Процессы управления

Классификация БП по их предназначению (по характеру деятельности и создаваемому продукту)Основные.Вспомогательные.Процессы управления

Слайд 32Классификация БП по их предназначению

Классификация БП по их предназначению

Слайд 33Основные процессы
К основным процессам организации, как правило, относятся процессы производства,

сбыта и снабжения.
Примеры основных процессов: маркетинг, закупки, производство, хранение,

поставка продукции, сервисное обслуживание и другие, связанные с продукцией.

Основные процессыК основным процессам организации, как правило, относятся процессы производства, сбыта и снабжения. Примеры основных процессов: маркетинг,

Слайд 34Вспомогательные процессы
К вспомогательным БП относятся:
подготовка кадров,
сервисное обслуживание оборудования,
обеспечение связью, IT

–обеспечение,
административно-хозяйственное обеспечение,
финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации,
обеспечение безопасности,
другие процессы.

Вспомогательные процессыК вспомогательным БП относятся:подготовка кадров,сервисное обслуживание оборудования,обеспечение связью, IT –обеспечение,административно-хозяйственное обеспечение,финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации,обеспечение

Слайд 35Классификация процессов
Процессы управления - БП, обеспечивающие управление деятельностью компании, основными

и поддерживающими бизнес-процессами. Это процессы формирования стратегии, планирования бизнеса и

контроля.
стратегическое управление ;
управление финансами ;
управление маркетингом ;
управление персоналом ,
управления окружающие средой – экологией, и др.

Классификация процессовПроцессы управления - БП, обеспечивающие управление деятельностью компании, основными и поддерживающими бизнес-процессами. Это процессы формирования стратегии,

Слайд 36Классификация процессов

Классификация процессов

Слайд 37Пример Процессы ВГУЭС

Пример Процессы ВГУЭС

Слайд 38Классификация БП в зависимости от их места в организационной структуре


Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы).
Сквозные процессы (межфункциональные процессы).


Классификация БП в зависимости от их места в организационной структуре Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы).Сквозные процессы (межфункциональные процессы).

Слайд 39Бизнес-процессы подразделения
За все процессы подразделения отвечает руководитель подразделения, за каждый

отдельный процесс перед ним отвечают руководители, непосредственно ему подчиненные.

Бизнес-процессы подразделенияЗа все процессы подразделения отвечает руководитель подразделения, за каждый отдельный процесс перед ним отвечают руководители, непосредственно

Слайд 40Взаимодействие процессов подразделений

Взаимодействие процессов подразделений

Слайд 41Процессы подразделений
Деятельность внутри каждого подразделения можно четко структурировать, определить зоны

ответственности, распределить ресурсы, определить порядок взаимодействия подразделений.
Для этого в организации

должна существовать определенная культура управления, документы, регламентирующие распределение зон ответственности и обязанности руководителей подразделений и исполнителей: положения о подразделениях, должностные инструкции, рабочие инструкции и т. п.
Процессы подразделенийДеятельность внутри каждого подразделения можно четко структурировать, определить зоны ответственности, распределить ресурсы, определить порядок взаимодействия подразделений.Для

Слайд 42Сквозные процессы
Определение. Сквозной (межфункциональный) бизнес-процесс – это бизнес-процесс, полностью или

частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации, имеющими различную функциональную

и административную подчиненность.

Сквозные процессыОпределение. Сквозной (межфункциональный) бизнес-процесс – это бизнес-процесс, полностью или частично включающий деятельность, выполняемую структурными подразделениями организации,

Слайд 43Выделение сквозных поцессов
Выделение сквозных процессов по принципу клиентно-ориентированных цепочек может

быть выполнено, если каждый клиент потребляет уникальный продукт, создание продуктов

ведется параллельно, при этом процессы слабо пересекаются друг с другом.
Если организация производит более одного продукта, и клиенты этой организации потребляют по несколько видов продукции, выделяют процессы на основе продуктовых цепочек.
Выделение сквозных поцессовВыделение сквозных процессов по принципу клиентно-ориентированных цепочек может быть выполнено, если каждый клиент потребляет уникальный

Слайд 44Сквозные процессы (клиентно-ориентированные цепочки)

Сквозные процессы (клиентно-ориентированные цепочки)

Слайд 45Сквозные процессы (продуктовые цепочки)

Сквозные процессы (продуктовые цепочки)

Слайд 46Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов
Проблема 1. Назначение ответственного

за результат и эффективность процесса – владельца процесса.
Руководитель должен иметь

достаточные полномочия (руководитель должен быть из состава высшего руководства или создан орган коллегиального управления).
Проблемы при выделении и управлении сквозных процессовПроблема 1. Назначение ответственного за результат и эффективность процесса – владельца

Слайд 47Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов
Проблема 2. Пересечение процессов

в рамках одного функционального подразделения организации.
Сложность координации управленческих решений

для начальника функционального подразделения, в котором пересекаются процессы.

Проблемы при выделении и управлении сквозных процессовПроблема 2. Пересечение процессов в рамках одного функционального подразделения организации. Сложность

Слайд 48Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов
Проблема 3. Регламент межфункционального

процесса превращается в объемный документ, не используемый организацией целиком –

лишь по частям.
Наблюдается избыточность документации, т.е. сотрудники подразделений должны иметь всю документацию по выполняемым процессам, но реально использовать на рабочих местах 10-15 % от каждого документа.
Проблемы при выделении и управлении сквозных процессовПроблема 3. Регламент межфункционального процесса превращается в объемный документ, не используемый

Слайд 49Проблемы при выделении и управлении сквозных процессов
Проблема 4. Выделение в

организации сквозных процессов приводит к потере части функций или работ

подразделений.


Проблемы при выделении и управлении сквозных процессовПроблема 4. Выделение в организации сквозных процессов приводит к потере части

Слайд 50Пример 1

Пример 1

Слайд 51Пример 1 (продолжение)
В подразделениях 1,2,3 «пропали» 4 функции (А,Б,В,Г).
Возможные

выводы внешнего консультанта: функции А,Б,В,Г можно упразднить.
Не всегда верно, так

как такие функции существуют и зачастую необходимы для организации. В такую ситуацию, например, могут попасть функции учета, отчетности, анализа информации, которые не связаны напрямую с материальными потоками, но необходимы для построения системы управления. В эту ситуацию может попасть даже руководитель.
? Какую еще проблему Вы видите на рисунке?
Пример 1 (продолжение)В подразделениях 1,2,3 «пропали» 4 функции (А,Б,В,Г). Возможные выводы внешнего консультанта: функции А,Б,В,Г можно упразднить.Не

Слайд 52Классификация БП в зависимости от их места в иерархии целей

организации:
• БП верхнего уровня – процессы, направленные на реализацию стратегических

целей компании, наиболее значимые для компании, • БП среднего уровня – процессы, направленные на реализацию тактических целей, • БП нижнего уровня - процессы, направленные на реализацию оперативных целей.
Классификация БП в зависимости от их места в иерархии целей организации: 	• БП верхнего уровня – процессы,

Слайд 53Классификация по степени их детализации
• макропроцессы – укрупненные бизнес-процессы имеющие

степень детализации необходимую чтобы описать бизнес-процессы верхнего уровня, • субпроцессы –

бизнес-процессы имеющие степень детализации необходимую для описания бизнес-процессов среднего уровня, • микропроцессы – бизнес-процессы, имеющие предельно максимальную степень детализации, используются для описания бизнес-процессов нижнего уровня.
Классификация по степени их детализации	• макропроцессы – укрупненные бизнес-процессы имеющие степень детализации необходимую чтобы описать бизнес-процессы верхнего

Слайд 54Декомпозиция процессов
Декомпозиция - это метод, позволяющий заменить решение одной большой

задачи решением серии меньших задач, расщепление объекта на составные части

по установленному критерию. Практически декомпозиция применяется для детализации бизнес-моделей.
Декомпозиция процессовДекомпозиция - это метод, позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, расщепление объекта

Слайд 55Декомпозиция процесса
При определении бизнес-процессов, существующих в организации, целесообразно начинать описание

процессов с верхнего уровня.
Число уровней декомпозиции процессов определяется задачами проекта,

и не должно быть слишком большим (не более 15).


Декомпозиция процессаПри определении бизнес-процессов, существующих в организации, целесообразно начинать описание процессов с верхнего уровня.Число уровней декомпозиции процессов

Слайд 56Алгоритм распределения функций, выполняемых в подразделениях, по процессам организации
Получить

схему существующей организационно-штатной структуры организации.
Определить перечень БП верхнего уровня организации.
Определить

функции, выполняемые на уровне подразделений.
Распределить функции подразделений по процессам.
Алгоритм распределения функций, выполняемых в подразделениях, по процессам организации Получить схему существующей организационно-штатной структуры организации.Определить перечень БП

Слайд 57Сеть процессов организации
Определение. Сеть процессов – это совокупность взаимосвязанных и

взаимодействующих процессов предприятия, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемой

на предприятии.

Сеть процессов организацииОпределение. Сеть процессов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов предприятия, включающих в себя все

Слайд 58Перечень Бизнес-процессов, предложенный Международной Бенчмаркинговой Палатой.

1.  Маркетинг рынка и

пожеланий заказчиков; 2.  Разработка стратегии; 3.  Разработка продукции (услуг); 4.  Организация продаж; 5.  Производство

и поставка продукции; 6.  Организация сервиса (для сервисно-ориентированных организаций); 7.  Обслуживание заказчика и оформление счета-фактуры; 8.  Управление человеческими ресурсами; 9.  Управление информационными ресурсами; 10. Управление финансовыми и физическими ресурсами; 11. Управление экологией; 12. Управление внешними связями; 13.  Управление улучшениями и изменениями.
Перечень Бизнес-процессов, предложенный Международной Бенчмаркинговой Палатой. 1.  Маркетинг рынка и пожеланий заказчиков; 2.  Разработка стратегии; 3.  Разработка

Слайд 59Жизненный цикл продукции

Жизненный цикл продукции

Слайд 60Задание
1) Расклассифицируйте процессы жизненного цикла продукции (слайд 56) по характеру

деятельности и создаваемому продукту.
2) Создайте список процессов для «Вашей» организации,

выбрав их из списка процессов (слайд 55) и адаптировав названия процессов, расклассифицируйте их по характеру деятельности и создаваемому продукту, по степени их детализации.
Задание1) Расклассифицируйте процессы жизненного цикла продукции (слайд 56) по характеру деятельности и создаваемому продукту.2) Создайте список процессов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика