Слайд 1Мышление
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека.
Слайд 2Индивидуальные стили мышления
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать
что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять
мысленные эксперименты. Девиз синтезатора - "Что, если…".
Слайд 3Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам
без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов – повышенный интерес
к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях. "Куда мы идем и почему?" – классический вопрос идеалистов.
Слайд 4Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование
тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно
быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: "Что-нибудь да сработает", "Годится все ,что работает"
Слайд 5Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса
или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен
к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.
Слайд 6Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и "реальным"
является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или
услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Слайд 7Индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию
поведения, на личностные особенности человека.
Слайд 8типы людей по характеру мышления:
Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над
логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
Мыслительный
тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Слайд 9Левополушарные дети
Уже с раннего детства левополушарные дети рассудительные; более прямолинейные,
всегда ищут ответы на свои вопросы. Нередко такие дети бывают
чрезвычайно серьезными. Любопытны, тянутся к «взрослым» разговорам, к одиночеству; не любят громкие игры, но легко осваивают конструктивные игры, шахматы; увлекаются электронными игрушками, склонны к точным наукам (физике, математике). У левополушарных детей меньше детского, сильнее выраженный мужской стиль мышления, них и логика – мужская. Если это девочка, то она думает как мальчик и ведет себя скорее как мальчик. С левополушарных детей вырастают хорошие организаторы, точные и любознательные исследователи и классификаторы в науке. В жизни это деловые практические люди.
Слайд 10Правополушарные дети
Правополушарные дети рано проявляют интерес к красоте во всех
ее проявлениях, к разнообразию живой природы. Они – дети природы,
являются близкими к ней, отдают предпочтение вместо книг наблюдению за полетом бабочки, птицами или рыбками. Правополушарные люди более ранимы, тоньше воспринимают интонацию, подтекст, настроение. Такие дети радуют неожиданностью и точностью оценок, неординарностью суждений – и все это за счет образности мышления. Правополушарные дети наивные, непосредственные, то веселые и звонкие, то задумчивые, часто любят бывать одни. Мимика правополушарных детей очень выразительная, эмоциональность тонкая и богатая.
Правополушарные люди процветают в гуманитарных науках. Их рисунки поражают свежестью, эмоциональностью, экспрессией, динамикой.
Слайд 12Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания интуитивного типа.
Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает
логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, – вот его жизненное кредо.
Слайд 13Типы мышления
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию
через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками
создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
Слайд 142. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты,
программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов,
формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Слайд 153. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом
(от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый,
преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Слайд 164. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые
могут представить и то, что было, и то, что будет,
и то, чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Слайд 175. Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения
задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей,
талантливых в любой сфере деятельности. В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим. Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.