Слайд 1Нации и межнациональные отношения
Разработала :
Преподаватель обществознания ГБОУ СПО «Московского
областного колледжа информационных технологий экономики и управления»МО
Зайцева О.Ю.
Слайд 2
Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью
преимущественно перед другими.
Готхольд Эфраим Лессинг
Слайд 3 На Земле сейчас
насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть
многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.
Слайд 4 Факты. Общепризнано, что
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств,
где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Слайд 6- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп,
их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия
личности и социальной среды.
Этнология
Слайд 7 Первой формой объединения людей
был
РОД
Коллектив кровных родственников
Ведет происхождение от общего предка
Носит общее родовое имя
Счет родства ведется по материнской или отцовской линии
Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита
Слайд 8Следующей формой организации людей после рода было?
ПЛЕМЯ
Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытного строя
Каковы признаки
племени?
Признаки:
- кровнородственные связи
- общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов
- самоуправление
Слайд 11Н А Р О Д Н О С Т Ь
Исторически
сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей
Слайд 12Назовите наиболее развитую историко-культурную общность людей
Слайд 13 Н А Ц И Я
Автономная, не ограниченная территориальными рамками
политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам
Слайд 15Признаки нации
Язык
В Швейцарии 4 равноправных языка (немецкий,
французский, итальянский, ретороманский),
однако швейцарцы – единая нация
Англичане и американцы говорят на одном языке,
но это разные нации
Общность исторического пути
- историческая память
- национальная культура
Национальность – принадлежность человека к той или иной нации
Слайд 16Признаки нации
Национальное самосознание
необходимо сохранять свою
неповторимость и уникальность
обогащать свою культуру контактами
Слайд 17Тенденции в развитии национальных отношений
Дифференциация
стремление
к саморазвитию,
национальной самостоятельности,
развитию
национальной культуры.
Интеграция
расширение связей между различными нациями, тенденция к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.
Слайд 18
Межнациональные конфликты- конфликты между представителями этнических общин, обычно проживающих в
непосредственной близости в каком-либо государстве.
Слайд 19Какие Вам известны примеры межнациональных конфликтов из курса истории?
Слайд 20 фашисты и евреи
Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в
Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского
населения
С 30-х годов и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в концлагерях (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд) около 6 млн. человек – почти половина всего еврейского населения
Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение»
Слайд 21Израиль и Палестина
В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в
Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль
и Палестину.
У евреев не было своего национального государства, сыграла роль в принятии этого решения и политика притеснения фашистами евреев во Второй мировой войне.
Соседние арабские государства в штыки восприняли решение ООН
Май 1948 года – провозглашение создания Израиля
С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день
Палестина не имела своего собственного государства
Ясир Арафат – лидер Палестины вместе с движением «Фатх» начал борьбу за обретение национальных границ, к середине 90-х годов при помощи посредничества европейских государств удалось добиться создания Палестинской национальной автономии
В это же время, на одной из международных конференций при посредничестве США удалось добиться решения от Израиля, что 7% своей территории они отдадут арабам, фактически 4% территории было занято военными сооружениями и техникой
Осенью 2000 года обострился конфликт, договоренность о прекращении конфликта, достигнутая на встрече мировых лидеров с противоборствующими сторонами в Шарм-аль-Шейхе (Египет) была нарушена на следующий день. Израильтяне выдвинули лозунг «Дайте армии победить». В ответ палестинцы пообещали «открыть израильтянам дорогу в ад»
Слайд 22Югославия и Албания
В начале 90-х годов в связи с перестройкой
в СССР, провозглашенной Горбачевым, страны Восточной Европы освобождаются от коммунистического
влияния
Югославия в начале 90-х – симбиоз различных современных государств (Словения, Хорватия, Македония, Босния, Герцеговина, Сербия, Черногория)
Лидером Сербии в то время был С.Милошевич, который старался сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве
В 1991 провозгласили свою независимость Словения, Хорватия, Македония
Весной 1992 в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только с помощью вмешательства в него мирового сообщества
В Югославии остались лишь Сербия и Черногория
В автономном крае Косово, населенному в большинстве своем национальным меньшинством – албанцами – началось движение сепаратизма (стремление к отделению)
Милошевич пытается сохранить целостность государства
Его действия мировое сообщество трактовало как геноцид
В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший наказать Сербию серией мощных авиаударов.
В результате выборов 2000 года к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция
Милошевича посадили в тюрьму, не дождавшись приговора, при загадочных обстоятельствах он скончался
Слайд 23Великобритания и Ирландия
Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давала
покоя правительству, требуя независимости
В начале XX века конфликт обострился
Стремясь предотвратить
взрыв в самой неспокойной части империи, либералы вынуждены были пойти на уступки: в апреле 1912 года в парламент был внесен законопроект о гомруле (самоуправлении) Ирландии
Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 года
Особенно сложной была ситуация в Ольстере, северной части Ирландии, где в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связи с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии(союза) с Лондоном
И среди католиков и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту.
Так была создана ИРА – ирландская республиканская армия
В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки: хотя закон о самоуправлении Ирландии был принят, наиболее развитая провинция этого острова – Ольстер – исключалась из сферы его действия
Слайд 24Термины
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным
принципам
Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям
Расизм – существование неравноценных рас,
делящихся на высшие и низшие
Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация
Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой
Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма
Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей
Толерантность – терпимость
Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим»
Дискриминация – ущемление прав
Слайд 25Практикум
Как Вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Г. Лессинга (1729 –
1781): «Я вполне убежден, что ни один народ в мире
не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»
Может ли влиять национальность на деятельность, отношение к труду, выбор профессий, на овладение культурой? Объясните свой ответ
Слайд 26ВСЕМ НАРОДАМ МИРА
Всё мироздание в твоей великой власти,
Твоё- "Да
будет!" совершилось наконец.
Ты Бог-отец мир сотворил для счастья,
И
человек трудов твоих венец.
Мы все от прародителя Адама,
И наше естество от корня одного,
И я хочу сказать вам люди прямо:
-Не убивайте брата своего.
Что нам делить? Земля для всех родная,
Всем колыбель, всех кормит и поит.
Как мать своих детей не разделяет,
Земля любым народом дорожит.
А вы взрываете её, на части рвёте,
Венцом творенья можно ль вас назвать?
В своей гордыне как вы не поймёте,
Не убивает сын родную мать.
Для всех единая вращается доныне,
Земля! Живи без войн и без невзгод.
Беречь тебя обязан как святыню,
Всяк существующий народ.
Автор: Кузьминова Лариса
Слайд 27
На первый взгляд такие разные —
Курносые, голубоглазые,
Курчавые и темнокожие —
Вы
чем-то все-таки похожие:
Пусть знает каждая страна:
Вам нужен мир, а не
война!
Слайд 28Домашнее задание
Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы
их основные положения?
Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова,
проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.