Слайд 1НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1) Понятие науки и классификация наук
2)
Научное исследование
3) Этапы научно-исследовательской работы
Слайд 2Определение науки
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на
производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной
целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Слайд 3Основные концепции науки
наука как знание;
наука как деятельность;
наука как социальный институт.
Слайд 4Задачи науки
1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
2) обнаружение
законов движения природы, общества, мышления и познания;
3) систематизация полученных знаний;
4)
объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Слайд 5Функции науки
Познавательная функция
Мировоззренческая функция
Производственная, технико-технологическая функция
Культурная, образовательная функция
Слайд 6Структура науки по В.П. Кохановскому
а) наука, которая наряду с истинным
включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы,
личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.);
б) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний;
в) история науки;
г) социология науки.
Слайд 7Структура науки как система включает
1) теорию;
2) методологию, методику и
технику исследований;
3) практику внедрения полученных результатов
Слайд 8Структура науки с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания
включает
объект (предмет);
субъект;
научную деятельность субъектов
Слайд 9Основания классификации наук
в зависимости от сферы, предмета и метода познания;
по
направлениям образования;
в зависимости от связи с практикой;
классификация Л.Г. Джахая
Слайд 10В зависимости от сферы, предмета и метода познания
1) о природе
– естественные;
2) об обществе – гуманитарные и социальные;
3) о мышлении
и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.
Слайд 11По направлениям образования
1) естественные науки и математика (механика, физика, химия,
биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);
2) гуманитарные и
социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);
3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);
4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).
Слайд 12В зависимости от связи с практикой
фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные
законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на
практику,
прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.
Слайд 13Классификация Л.Г. Джахая
теоретические
- основные;
- частные
2) прикладные
- основные;
- частные
Слайд 14Классификация научных исследований
1)По источнику финансирования:
бюджетные;
хоздоговорные;
нефинансируемые.
2) По целевому назначению:
фундаментальные,
прикладные,
поисковые,
разработки.
3) По длительности:
долгосрочные;
краткосрочные;
экспресс-исследования.
4) В зависимости от форм и методов исследования:
экспериментальное;
методическое;
описательное;
экспериментально-аналитическое;
историко-биографическое;
смешанного типа.
Слайд 15Структурные компоненты теоретического познания
Проблема - это сложная теоретическая или практическая
задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.
Гипотеза
- требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Слайд 16Структурные элементы теории
исходные основания
логика теории
теоретическая модель действительности