Слайд 2Предмет финансового права
Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе
финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает 2
группы финансовых отношений: материальные и организационные.
Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов.
Слайд 3Признаки материальных финансовых отношений:
1) являются денежными, поскольку выражают процесс либо
формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда;
2) опосредуют
одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме;
3) носят распределительный характер;
4) являются разновидностью экономических отношений;
5) возникают в процессе фин. деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.
Слайд 4Понятие финансового права
Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы
и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.
Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.
Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Слайд 5Система финансового права
Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит
из общей и особенной частей.
Принято считать, что общая часть финансового
права включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.
Слайд 6Правовое регулирование денежной системы одинаково касается всех денежных фондов, входящих
в состав финансовой системы и опосредованных соответствующими правовыми институтами особенной
части финансового права. Иначе говоря «Институт правовые основы денежной системы» не находится в одном горизонтальном ряду с другими институтами особенной части а расположен над ними, что предопределяет его место в общей части финансового права. В-третьих, этот институт имеет выход на все денежные отношения в то время как финансовые отношения являются лишь частью их.
Слайд 7 В итоге общая часть финансового права (как отрасли права) представлена
следующими институтами:
1)финансовое устройство;
2)правовые основы денежной системы;
3)управление в
области финансов;
4)финансовое планирование;
5)финансовый контроль;
6)финансово-правовая ответственность.
Слайд 8Финансовое планирование в своем конкретном осуществлении распадается на бюджетное планирование,
планирование расходования специальных денежных фондов, планирование финансов государственных предприятий и
т.п. Финансовый контроль принимает вид бюджетного контроля, налогового контроля, ведомственного контроля и т.д.
Финансово-правовая ответственность в своем конкретном применении принимает вид ответственности за нарушение бюджетного, налогового, валютного и других видов законодательства, входящих в семейство финансового законодательства.
Слайд 9 Финансовые отношения можно делить на доходные и расходные. В равной
мере в зависимости от вида денежного фонда их можно делить
на бюджетные, отношения по формированию и распределению внебюджетных фондов, фондов предприятий и т.д.
Слайд 10Методы правового регулирования
Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства
на поведение участников фин. отношения посредством определения их прав и
обязанностей.
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Основным методом выступает императивный метод, который в юр. литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.
Преимущественное применение фин. правом императивного метода объясняется спецификой фин. деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.
Слайд 11 Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом
нормативного акта. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и
делается им путём принятия закона. Этот акт обычно дополняется подзаконными актами органа, призванного государством осуществлять сбор налогов. Эти акты конкретизируют и разъясняют положения закона.
Слайд 12Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуются следующими признаками:
1) государство определяет
поведение субъектов финансового отношения путём односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых
актах, носящих как правило нормативный характер;
2) это предписание детально регламентирует поведение сторон;
3) взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;
4) стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;
5) исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;
Слайд 136) возможность выбора поведения сторон, в т.ч. на основе их
взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;
7) неисполнение
предписания влечёт за собой ответственность нарушителя;
8) субъект, представляющий в фин. правоотношении государство наделён более широкими правами, чем другой, и как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.
Диспозитивный метод по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов фин. отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма фин. отношения.
Слайд 14 Диспозитивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками:
1) права
и обязанности сторон формируются по линии двух источников:
a) нормативного акта,
регулирующее данное отношение;
б) договорами, заключенного между сторонами;
2) односторонне-властные предписания государства не носят всеобъемлющего характера, оставляя субъектам данного отношения право на собственное волеизъявление;
3) правовой акт, регулирующий данное правоотношение, порождает для субъекта, представляющего в нём государство, не только права, но и обязанности перед другой стороной, а также выступает предпосылкой возникновения финансовые обязательства государства перед этой стороной;
4) регулирующее воздействие государства на поведение своего контрагента выражается не только в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;
Слайд 155) права и обязанности сторон финансового правоотношения более уравновешены, т.е.
выражены категорической формулой «власти и подчинения», свойственной императивному методу, и
управомоченный субъект также выступает носителем определённых юр. обязанностей, в т.ч., вытекающих из договора, опосредующее данное отношение;
6) юридической формой финансового отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает финансово-правовой договор, сторонами которого являются государство и контрагент государства по финансовому отношению;
7) финансово-правовой договор порождает права и обязанности сторон, наделяя при этом большими правами 2-ю сторону этого отношения – государство или представляющий его орган;
8) финансово-правовой договор может быть заключён только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное финансовое отношение, и только по вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешении сторон договора.