Слайд 1Уроки № 1-2
Тема: «Переходный возраст»
Слайд 2Путешествие в мир подростка
Личность подростка
Физическое
становление
Психологическое
становление
Гражданское
становление
Трудности и задачи
подросткового
возраста
Внешняя ближайшая
социальная среда
Увлечения
подростков
Проблемы
внешности
Взаимоотношения
с другими
Психологическая
конституция
характер
темперамент
чувства
интеллект
самооценка
способности
Внутренний
мир младшего подростка
и его знакомство с внешним миром
Слайд 3Подумаем…
В 12-14 лет в развитии многих детей наступает переломный момент,
называемый «подростковым кризисом». Оп проявляется в поведении подростка: возникает грубость,
стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходит нарушение общения со взрослыми и ровесниками, возникают многочисленные конфликты. Можно ли изменить ситуацию?
Слайд 4Задумаемся…
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел,
что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался
от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Вопросы к классу:
- О чем притча?
- Какое отношение она имеет к обозначенной проблеме «подросткового комплекса»?
Слайд 5Цели и задачи:
Понимать:
значение переходного возраста при формировании личности подростка;
противоречивость влияния переходного возраста на процесс социализации подростка.
Знать:
термины и
понятия «малолетние», «несовершеннолетние», «юность», «тинэйджеры», «переходный возраст»;
границы подросткового возраста и отношение к подросткам в разные исторические эпохи;
современные трактовки психологической науки о границах подросткового возраста.
Уметь:
давать характеристику подросткового возраста;
высказывать суждения на обществоведческие темы;
работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию подросткового возраста на формирование подростка;
объяснять поведение подростков с точки зрения обществознания и психологии.
Слайд 6План урока:
Понятие «подростковый возраст».
Границы подросткового возраста.
Понятие «подростковый возраст» и отношение
к подросткам в разные исторические эпохи.
Подростковый период – испытание, данное
каждому человеку.
Слайд 71. Понятие «подростковый возраст»
Какие ассоциации возникают у вас при слове
«возраст»?
Слайд 8новыми правилами
ответственностью
Слайд 9Переходный возраст
От мира детства
В мир взрослой жизни,
которая требует
принятия
собственных решений
Вырабатывать свое
отношение к миру
Принимать и самостоятельно
вырабатывать
ценности,
мировоззрение, идеалы
Слайд 10Подростковый
возраст
Психологические
изменения
Резкая смена
настроений
Физиологические
изменения
Стремление
к независимости
Юношеский
пессимизм
агрессия
неоправданный
риск
Черты подросткового
возраста
Слайд 11
2. Границы подросткового возраста
Задание: работая с текстом § 1,
дайте характеристику возрастных границ переходного периода, этапы взросления человека.
Слайд 123. Понятие «подростковый возраст» и отношение к подросткам в разные
исторические эпохи
Задание: работая с текстом § 1, сформулируйте закономерности, выявленные
учеными-исследователями относительно процесса взросления детей в разные исторические эпохи.
Слайд 13Закономерности процесса взросления детей
Чем меньше продолжительность
жизни и чем менее
развитым
является общество,
тем быстрее дети
переходят в ряды взрослых
В
обществе, где ожидаемая
продолжительность жизни
(среднее число лет, которые
человек надеялся прожить)
короче,
человек становится
пожилым в 40-45 лет
Современное общество –
люди живут до 75-80 лет.
Такого запаса хватает на:
Продолжительное детство
Полноценную молодость
Интересную старость
Слайд 144. Подростковый возраст – испытание, данное каждому человеку
Задание:
Как вы
понимаете смысл этой фразы?
Согласны ли вы с таким утверждением?
Свой ответ аргументируйте.
Слайд 15Подростковый период – это испытание, потому что:
Это формирование жизненного опыта
Это
время совершения ошибок, глупостей
Это время решения мучительных вопросов
Это время давления
определенных социальных правил
Это конфликтность
Слайд 16Подведем итоги…
Ещё Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой
пристани он держит путь, для него ни один ветер не
будет попутным». А подростковый период является неимоверно сложным распутьем, когда весь окружающий мир кажется враждебным и сложным, понятным и глупым одновременно, а свой собственный внутренний мир приобретает новые грани, освоиться с которыми в одночасье непросто.
Итак, какие вопросы мы сегодня обсуждали на уроке?
Дайте общую характеристику подросткового возраста.
Почему в разные исторические эпохи границы подросткового возраста и отношение к подросткам было различное?
По-вашему, подростковый возраст – это испытание или развитие? Свой ответ аргументируйте.
Слайд 17Домашнее задание:
Выучить § 1 и выполнить разноуровневые задания:
1
вариант: дайте общую характеристику подросткового возраста.
2 вариант: ответьте на
вопрос, изменилось ли отношение старшего поколения к «детству»? Почему? Попробуйте доказать свое мнение.
3 вариант: напишите эссе на тему «Подростковый возраст – это испытание или развитие?»