Слайд 1Учитель Могунова Е.В.
г. Волгореченск.
2006 год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1.
"Поощрения
и наказания в воспитании детей".
Урок по основам педагогики в
11 педагогическом классе.
Слайд 2Цель урока:
Образовательная: дать представление учащимся педагогического класса о роли поощрений
и наказаний в воспитательном процессе;
развивать умение составлять конспект
лекции;
Развивающая: формирование умений и навыков отбора лекционного материала;
Воспитательная: развивать навыки культуры работы в лекционном режиме;
Слайд 3План урока
Введение в тему. Общее представление.
«Поощрения и наказания, как способ
педагогической коррекции младших школьников». (Предварительное слушание экзаменационного реферата).
Заключение. «Искусство наказывать
и поощрять».
Слайд 4Экзаменационный реферат по курсу «Основы педагогики, основы психологии, методики воспитательной
работы и педагогической практики».
«Поощрения и наказания, как средство педагогической коррекции
младших школьников».
Авторы работы: Березина А.
Елисеева Е.
Учитель: Могунова Е.В.
2006 год.
Слайд 5Цель работы:
Выявить, как влияют поощрения и наказания на поведение младших
школьников;
Разработать рекомендации для учителей и родителей, способствующие коррекции поведения младших
школьников
Слайд 6История проблемы поощрения и наказания в воспитании.
В средневековой школе –
слепое рабское повиновение; телесные наказания;
В буржуазной школе педагогика палки сменяется
педагогикой «кнута и пряника»;
В советской школе поощрения и наказания должны строиться с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
В настоящее время необходимо использовать поощрения и наказания в каждом конкретном случае;
Слайд 7Поощрения и наказания как средство педагогической коррекции.
Поощрение – «одобрение», «приохочивание»,
«содействие», «стимулирование», «ускорение».
Наказание – «наставление», «выговор», «обременение», «кара», «требование», «штраф».
Слайд 8Поощрения и наказания – метод стимулирования, который, побуждая общественно полезную
деятельность воспитанников, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и
поступки.
Слайд 9Основные виды поощрений и наказаний:
Связанные с изменениями обязанностей детей;
Изменения прав
детей (расширение или ограничение);
Моральная оценка поступка или поведения;
Слайд 10Типичные ошибки в применении поощрений и наказаний:
Когда педагог не опирается
на общественное мнение ученического коллектива;
Когда формулируются замечания учащимся в оскорбительной
форме;
Когда поощрение используется в форме своеобразной «платы» за правильное поведение;
Когда наказывают за непреднамеренный поступок;
Слайд 11Наказания и меры воздействия:
Наказание – форма воздействия коллектива либо в
виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченного коллектива,
избранных, чтобы оберегались его интересы.
Слайд 12Наказание должно удовлетворять следующим требованиям:
Оно не должно причинять простое физическое
страдание;
Имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает что
и почему требуют от него;
Должно назначаться только в том случае, если действительно нарушены интересы коллектива и сам нарушитель это сознаёт;
Должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель готов подчиниться коллективу;
В наказании является важным сам факт его наложения и выражение в этом факте суждения коллектива;
Наказание должно воспитывать, а наказываемый должен понимать смысл наказания.
Слайд 13 Джон Локк считал, что «ни в коем случае
нельзя использовать побои в качестве воспитания, так как человек, воспитанный
розгами, становится «слабоумным и жалким существом, бесполезным и для
себя, и для других».
Слайд 14Физическое наказание
Некоторые родители продолжают оставаться сторонниками физического наказания.
Слайд 15Опрос
Наказываете ли вы учеников?
Ответы учителей
Да
15 ч.
Нет
0 ч.
Считаете ли вы наказания
действенным способом коррекции поведения?
Да
12 ч.
Нет
3 ч.
Влияют ли поощрения и наказания
на ребёнка?
Считаете ли вы поощрения действенным способом коррекции поведения?
Слайд 16Опрос
Ответы учеников
Применяют ли в вашей
семье поощрения?
Да
17 ч.
Иногда
3 ч.
Ваше отношение
к поощрениям?
Положительно
20 ч.
Наказывают ли вас
родители?
Да
12 ч.
Иногда
7 ч.
Нет
1 ч.
Кто в
вашей семье
чаще вас наказывает?
Мама
12 ч.
Папа
8 ч.
Слайд 17Опрос
Ответы родителей
Как часто вы
используете наказания?
Когда
необходимо
11 ч.
Не часто
7 ч.
Крайне
редко
2 ч.
Реагирует ли ребёнок
на ваши наказания?
Да
18 ч.
Нет
2 ч.
Как наказания
влияет
на вашего ребёнка?
Положительно
19 ч.
Положительно,
если заслужил
19 ч.
Слайд 18Вывод
Все родители уверенны в том, что нужны поощрения
и наказания, но не все родители признали, что применяют физические
наказания.
Слайд 19«Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то
это показывает несовершенство нашего искусства воспитания, лучше если воспитатель добьется
того, что поощрения и наказания станут ненужными.»
К.Д. Ушинский
Слайд 21Значение наказаний:
Должно исправить вред, причинённый дурным поведением.
Способствует тому, чтобы
такие действия не повторялись. Имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
Снятие вины.
Слайд 22Значение поощрений
Ориентирует на хорошие дела и закрепляет их;
Способствует развитию у
ребёнка сознания того, что он принёс радость любимым людям;
Слайд 23 Поощрения и наказания являются примером закона единства борьбы и противоположностей.
Они
не существуют друг без друга.
Они взаимоисключают друг друга (нельзя одновременно
хвалить и ругать за одно и то же).
Слайд 24«Наказание – очень трудная вещь; оно требует
От воспитателя огромного такта
и осторожности.
то же самое следует сказать и в отношении
поощрения».
А.С.Макаренко.