Разделы презентаций


Познавательные процессы и культура.

Первые исследования:Первые серьезные сравнительно-культурные исследования - конец XIX века. Основатель сравнительно-культурной психологии - английский исследователь У. Риверс (1864-1922).Риверсом были выявлены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая цветовое зрение, британский исследователь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Контрольная по когнитивной психологии
Тема: Познавательные процессы и культура.



Контрольная по когнитивной психологии  Тема: Познавательные процессы и культура.

Слайд 2Первые исследования:
Первые серьезные сравнительно-культурные исследования - конец XIX века. Основатель

сравнительно-культурной психологии - английский исследователь У. Риверс (1864-1922).
Риверсом были выявлены

отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая цветовое зрение, британский исследователь обнаружил, что туземцы часто смешивают синий и зеленый цвета. Он утверждал, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке спектра, чем зрение европейцев. Хотя Риверсом и были выявлены отдельные межкультурные различия в зрительном восприятии, ничего экстраординарного обнаружено не было. На основе полученных данных британский исследователь пришел к заключению о необоснованности утверждений о более развитом восприятии «примитивных» народов.
В 20-30-е годы XX в. начались разнообразные исследования, посвященные анализу мышления и особенностей восприятия в различных культурах Африки, Полинезии, Латинской Америки и Европы.
Сравнительное изучение типов мышления на основе овладения логическими операциями было продолжено швейцарским психологом Ж . Пиаже. В своих работах он отстаивал идею о том, что интеллектуальный уровень представителей дописьменных культур равен уровню развития одиннадцатилетнего среднеевропейского школьника. Ж . Пиаже сформулировал свое видение межкультурных различий в мышлении как положение о неспособности человека традиционного общества к абстрактному мышлению.

Первые исследования:Первые серьезные сравнительно-культурные исследования - конец XIX века. Основатель сравнительно-культурной психологии - английский исследователь У. Риверс

Слайд 3Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении:
разнообразие экологических, ландшафтно-пространственных

условий - мы живем в "прямоугольном мире", в традиционном обществе

- естественное окружение от непроходимых джунглей, резко ограничивающих обзор до полупустынь и тундры;
различный уровень сложности организации культурных систем;
разнообразие ценностных установок и комплексом традиционных верований;
влияние языка – теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа - язык не просто средство выражения мыслей, а форма, от которой зависит образ наших мыслей.
Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении:разнообразие экологических, ландшафтно-пространственных условий - мы живем в

Слайд 4причины различий в IQ обусловленных разной культурой
Во-первых, в

разных культурах существуют разные представления о том, что собой представляет

интеллект. Оценка интеллектуальных способностей представителей каждой из них должна соответствовать смыслу, который вкладывается в это понятие.
Во-вторых, у людей, принадлежащих к разным культурам, могут не совпадать представления о достойном пути проявления своих способностей. В индивидуалистических культурах демонстрация знаний и умений обычно поощряется. И то же самое поведение может рассматриваться как неприличное или грубое в культурах, где ценятся межличностные отношения, кооперация и скромность.
В-третьих, тест, сконструированный для одной культуры, может оказаться неадекватным для другой, даже если его перевод не вызывает никаких замечаний.
причины различий в   IQ обусловленных разной культурой Во-первых, в разных культурах существуют разные представления о

Слайд 5восприятие лиц людьми разных рас
Восприятие лиц своей расы происходит более

эффективно. Канадские специалисты выяснили, что представители европеоидной расы изучали треугольник

из глаз и рта, в то время как азиаты фокусировали взгляд на области носа. И те и другие преуспели в распознавании лиц представителей своей расы и затруднялись с ответом, когда речь заходила о другой этнической группе. Во второй части эксперимента испытуемых попросили сказать, какую эмоцию они видят на том или ином лице: удивление, испуг, отвращение или радость. На этот раз азиаты концентрировали больше внимания на глазах, нежели на рту, и из-за этого они предположительно могут неправильно интерпретировать некоторые эмоции.
Существует теория о том, что человек по-разному воспринимает и классифицирует лица представителей своей и чужой расы, а свои и чужие расовые черты иначе кодируются в восприятии людей разных рас.

восприятие лиц людьми разных расВосприятие лиц своей расы происходит более эффективно. Канадские специалисты выяснили, что представители европеоидной

Слайд 6Восприятие иллюзий
Кросс-культурные исследования зрительного восприятия (Сегалл, Кэмпбелл и Херсоковиц)
Согласно результатам,

полученным Риверсом, англичане чаще, чем представители двух других культур, воспринимают

линии в иллюзии Мюллера-Лайера как различающиеся по длине. Он также обнаружил, что индийцы и новогвинейцы более подвержены горизонтально-вертикальной иллюзии, чем англичане. Эти результаты показали, что эффект иллюзии был различным в зависимости от культуры и что помимо образования было важно что-то еще. Исследователи сделали вывод, что культура влияет на то, как «видится» мир.
Учеными были выдвинуты две гипотезы:
Гипотеза «мира плотников», согласно которой люди из индустриальных стран, окруженные множеством прямоугольных по форме предметов, в большей мере подвержены иллюзии Мюллера – Лайера, чем представители традиционных культур: вокруг последних больше предметов, над которыми человек («плотник»)не трудился, а следовательно, они более привычны к округлыми неправильным геометрическим формам.
Гипотеза «перспективной живописи», согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, например у жителей джунглей.
Восприятие иллюзийКросс-культурные исследования зрительного восприятия (Сегалл, Кэмпбелл и Херсоковиц)Согласно результатам, полученным Риверсом, англичане чаще, чем представители двух

Слайд 7Восприятие цвета:
Проблема цветовых предпочтений народов, находящихся
на разных ступенях культурно-исторического

развития,
долгое время рассматривалась в контексте концепции
Сепира и Уорфа

как обоснование ментальных различий между представителями разных языковых групп.
Однако американские культурантропологи Б. Берлин и П. Кэй сфокусировали свое внимание не на различиях в цветовых предпочтениях, а на так называемых фокусных цветах, т.е. базовых лингвистических обозначениях цвета у разных народов.
Испытуемые должны были из 329 образцов, окрашенных в разные цвета, выбрать: во-первых, те, которые соответствуют каждой из выделенных цветовых категорий; во-вторых, среди них – наиболее типичные, соответствующие каждой категории в максимальной степени.
Границы обозначения цветовых категорий в разных языках не совпали. Тем не менее выбранные испытуемыми наиболее типичные образцы (фокусные цвета) оказались одними и теми же: для черного, белого и красного цветов – в 20 языках, для зеленого – в 19, для желтого – в 18, для синего – в 16, для коричневого и фиолетового – в 15.
Проанализировав случаи употребления цвета в «Илиаде» и «Одиссее», ученые установили, что греки в эпоху Гомера имели трехчленную классификацию цветов: белый, черный и красный.
Восприятие цвета:Проблема цветовых предпочтений народов, находящихся на разных ступенях культурно-исторического развития, долгое время рассматривалась в контексте концепции

Слайд 8Список литературы:
1. Леви-Брюл Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994. С.

241.
2. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1977.

С. 198.
3. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994.
4. Д. Мацумото Психология и культура
5. Стефаненко Т. Этнопсихология
Список литературы:1. Леви-Брюл Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994. С. 241. 2. Коул М., Скрибнер С. Культура

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика