Слайд 1Контрольная по когнитивной психологии
Тема: Познавательные процессы и культура.
Слайд 2Первые исследования:
Первые серьезные сравнительно-культурные исследования - конец XIX века. Основатель
сравнительно-культурной психологии - английский исследователь У. Риверс (1864-1922).
Риверсом были выявлены
отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая цветовое зрение, британский исследователь обнаружил, что туземцы часто смешивают синий и зеленый цвета. Он утверждал, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке спектра, чем зрение европейцев. Хотя Риверсом и были выявлены отдельные межкультурные различия в зрительном восприятии, ничего экстраординарного обнаружено не было. На основе полученных данных британский исследователь пришел к заключению о необоснованности утверждений о более развитом восприятии «примитивных» народов.
В 20-30-е годы XX в. начались разнообразные исследования, посвященные анализу мышления и особенностей восприятия в различных культурах Африки, Полинезии, Латинской Америки и Европы.
Сравнительное изучение типов мышления на основе овладения логическими операциями было продолжено швейцарским психологом Ж . Пиаже. В своих работах он отстаивал идею о том, что интеллектуальный уровень представителей дописьменных культур равен уровню развития одиннадцатилетнего среднеевропейского школьника. Ж . Пиаже сформулировал свое видение межкультурных различий в мышлении как положение о неспособности человека традиционного общества к абстрактному мышлению.
Слайд 3Способы объяснения межкультурных различий в познании и мышлении:
разнообразие экологических, ландшафтно-пространственных
условий - мы живем в "прямоугольном мире", в традиционном обществе
- естественное окружение от непроходимых джунглей, резко ограничивающих обзор до полупустынь и тундры;
различный уровень сложности организации культурных систем;
разнообразие ценностных установок и комплексом традиционных верований;
влияние языка – теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа - язык не просто средство выражения мыслей, а форма, от которой зависит образ наших мыслей.
Слайд 4причины различий в
IQ обусловленных разной культурой
Во-первых, в
разных культурах существуют разные представления о том, что собой представляет
интеллект. Оценка интеллектуальных способностей представителей каждой из них должна соответствовать смыслу, который вкладывается в это понятие.
Во-вторых, у людей, принадлежащих к разным культурам, могут не совпадать представления о достойном пути проявления своих способностей. В индивидуалистических культурах демонстрация знаний и умений обычно поощряется. И то же самое поведение может рассматриваться как неприличное или грубое в культурах, где ценятся межличностные отношения, кооперация и скромность.
В-третьих, тест, сконструированный для одной культуры, может оказаться неадекватным для другой, даже если его перевод не вызывает никаких замечаний.
Слайд 5восприятие лиц людьми разных рас
Восприятие лиц своей расы происходит более
эффективно. Канадские специалисты выяснили, что представители европеоидной расы изучали треугольник
из глаз и рта, в то время как азиаты фокусировали взгляд на области носа. И те и другие преуспели в распознавании лиц представителей своей расы и затруднялись с ответом, когда речь заходила о другой этнической группе. Во второй части эксперимента испытуемых попросили сказать, какую эмоцию они видят на том или ином лице: удивление, испуг, отвращение или радость. На этот раз азиаты концентрировали больше внимания на глазах, нежели на рту, и из-за этого они предположительно могут неправильно интерпретировать некоторые эмоции.
Существует теория о том, что человек по-разному воспринимает и классифицирует лица представителей своей и чужой расы, а свои и чужие расовые черты иначе кодируются в восприятии людей разных рас.
Слайд 6Восприятие иллюзий
Кросс-культурные исследования зрительного восприятия (Сегалл, Кэмпбелл и Херсоковиц)
Согласно результатам,
полученным Риверсом, англичане чаще, чем представители двух других культур, воспринимают
линии в иллюзии Мюллера-Лайера как различающиеся по длине. Он также обнаружил, что индийцы и новогвинейцы более подвержены горизонтально-вертикальной иллюзии, чем англичане. Эти результаты показали, что эффект иллюзии был различным в зависимости от культуры и что помимо образования было важно что-то еще. Исследователи сделали вывод, что культура влияет на то, как «видится» мир.
Учеными были выдвинуты две гипотезы:
Гипотеза «мира плотников», согласно которой люди из индустриальных стран, окруженные множеством прямоугольных по форме предметов, в большей мере подвержены иллюзии Мюллера – Лайера, чем представители традиционных культур: вокруг последних больше предметов, над которыми человек («плотник»)не трудился, а следовательно, они более привычны к округлыми неправильным геометрическим формам.
Гипотеза «перспективной живописи», согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, например у жителей джунглей.
Слайд 7Восприятие цвета:
Проблема цветовых предпочтений народов, находящихся
на разных ступенях культурно-исторического
развития,
долгое время рассматривалась в контексте концепции
Сепира и Уорфа
как обоснование ментальных различий между представителями разных языковых групп.
Однако американские культурантропологи Б. Берлин и П. Кэй сфокусировали свое внимание не на различиях в цветовых предпочтениях, а на так называемых фокусных цветах, т.е. базовых лингвистических обозначениях цвета у разных народов.
Испытуемые должны были из 329 образцов, окрашенных в разные цвета, выбрать: во-первых, те, которые соответствуют каждой из выделенных цветовых категорий; во-вторых, среди них – наиболее типичные, соответствующие каждой категории в максимальной степени.
Границы обозначения цветовых категорий в разных языках не совпали. Тем не менее выбранные испытуемыми наиболее типичные образцы (фокусные цвета) оказались одними и теми же: для черного, белого и красного цветов – в 20 языках, для зеленого – в 19, для желтого – в 18, для синего – в 16, для коричневого и фиолетового – в 15.
Проанализировав случаи употребления цвета в «Илиаде» и «Одиссее», ученые установили, что греки в эпоху Гомера имели трехчленную классификацию цветов: белый, черный и красный.
Слайд 8Список литературы:
1. Леви-Брюл Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994. С.
241.
2. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1977.
С. 198.
3. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994.
4. Д. Мацумото Психология и культура
5. Стефаненко Т. Этнопсихология