Слайд 1Право граждан на защиту от неправомерных действий публичной администрации
Помазуев А.Е.
Слайд 2Механизм права на защиту
Нарушенное право
Защита в
судебном порядке
Защита в
административном
порядке
Общая
административная
жалоба
Специальная
административная
жалоба
Слайд 3Соотношение судебных и административных процедур защиты прав
Гражданин вправе выбрать способ
защиты самостоятельно;
Гражданин после решения по административной жалобе может обратиться в
суд и суд не связан решением по административной жалобе;
Гражданина может одновременно обратиться с административной и судебной жалобой, но приоритет будет иметь решение по судебной;
Гражданин не может обжаловать полученное судебное решение в административном порядке
Слайд 4Административная жалоба
Помазуев А.Е.
Слайд 5Основания для создания административных процедур разрешения споров
Относительная простота, оперативностью, меньшая
затратность;
Руководители государственных органов обязаны осуществлять контроль за законностью действий и
решений подчиненных, своевременно устранять нарушения;
Способны более эффективно восстанавливать нарушенные права с точки зрения:
возможности оценки целесообразности
более простой и эффективный механизм исполнения решения;
Дополняя судебный процедуры позволяют:
не не допускать «перегрузки» судебных органов,
во-вторых, не возлагать на судебные органы обязанность разрешать незначительные по своему характеру споры,
в-третьих, обеспечить более высокое качество судопроизводства за предварительного рассмотрения;
Ряд публично-правовых споров, связанных с необходимостью оценки технических, технологических, политических, экономических факторов, условий, переменных, требует наличия специализированной компетенции, информационных ресурсов..
Слайд 6Право на административную жалобу
Административная жалоба подается:
должностному лицу публичной администрации или
в орган публичной администрации;
на нарушения своих прав или прав третьих
лиц представителями публичной администрации;
Слайд 7Общая административная жалоба по 59-ФЗ
В целом применяется общий порядок рассмотрения
обращений
Особенности рассмотрения общих административных жалоб:
Жалоба подается вышестоящему должностному лицу в
порядке подчиненности;
Жалоба не может быть передана на рассмотрение лицу, чьи действия обжалуются;
Если нет вышестоящего, то общая административная жалоба не может быть подана.
Слайд 8Потребность в специальном регулировании общей административной жалобы
жалобы свидетельствуют о
наличии правового спора (правового конфликта), что предъявляет особые требования к
процессуальной форме разрешения этого вида обращений;
для данного вида обращений требуется более точно и детально определить подведомственность их рассмотрения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения;
инициирование спора гражданином или организацией предполагает более детальный механизм направления, регистрации, возвращения, передачи, прекращения производства по жалобе;
основу производства по рассмотрению жалоб составляет процедура подготовки и вынесения решения по жалобе, в которой должны быть определены конкретизированные виды и формы решений по жалобе, а также основания для их вынесения;
для эффективного разрешения правового спора требуется определить процедуру исполнения решения по жалобе.
Слайд 9Общая и специальная административные жалобы
Общая АЖ:
Регулируется 59-ФЗ
Устная или письменная
Подается любым
лицом
Нет пресекательного срока
3 «типовых» решения
Специальная АЖ
Регулируется иными ФЗ
В письменной форме
+ определенный набор документов
Подается участниками правоотношения
Есть пресекательный срок
Широкий круг решений
Слайд 11Регулирование судебной жалобы:
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ
от 10.02.2009 N 2
Арбитражный процессуальный кодекс (АПК)
Проекты
Кодекса административного судопроизводства
и
ФЗ «Об административных судах»
были разработаны, но не нашли поддержки.
Слайд 12Судебная жалоба
ГПК Глава 25:
Подведомственны все дела (общее правило)
Районные суды
Заявление подается
по месту нахождения органа или по месту жительства
Пошлина:
Физ лица –
200
Юр лица - 2000
Срок рассмотрения дела 10 дней
АПК глава 24:
Экономические споры
Арбитражные суды субъектов РФ
Заявление подается по месту нахождения ответчика
Пошлина:
Физ лица – 200
Юр лица - 2000
Срок рассмотрения дела 3 месяца
Слайд 13Общие правила (часть 1) :
Дела разрешаются по общим правилам искового
производства с учетом особенностей для данной категории дел;
В качестве
заявителей могут выступать лица, чьи права нарушены + государственные органы, которым такое право предоставлено законом;
Оспариваются действия и решения представителей публичной власти
Решения – индивидуальные акты;
Действия – влекущие правовые последствия, но не облеченные в форму письменных документов;
Публичная власть – органы, их должные лица, а также иные субъекты, осуществляющие публичные функции или участвующие в их осуществлении
Судебная жалоба подается в форме Заявления об оспаривании незаконного действия (бездействия) или решения;
Слайд 14Общие правила (часть 2) :
Заявление может быть подано в течение
3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав
и свобод. Срок может быть восстановлен;
По просьбе заявителя действие акта на период оспаривания может быть приостановлено. Иногда приостановка обязательна;
Неявка извещенной стороны не препятствует рассмотрению дела. Суд может признать явку представителя органа обязательной
Суд проверяет дело в полном объеме и не связан доводами сторон
Порядок 25 ГПК и 24 АПК не распространяется на действия и решения, принятые в соответствии с УПК и КоАП кроме тех случаев, когда такие действия не могут быть обжалованы в соответствии с ГПК И КоАП
Слайд 15Распределение бремени доказывания:
Заявитель доказывает:
Факт нарушения его прав, свобод и законных
интересов
Орган публичной администрации доказывает:
Наличие полномочий на издание акта (осуществление действий);
Соблюдение
порядка принятия решения;
Законность своих действий и решений.
Слайд 16Виды решений:
Удовлетворение заявления если оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права
и свободы заявителя + не соответствует закону или иному нормативному
правовому акту;
Отказывает в удовлетворении заявления во всех иных случаях