Слайд 1материалы для обсуждения
Правовая психология.
Правовая психология –
отрасль юридической психологии,
изучающая особенности правовой социализации и правового воспитания, психологические закономерности развития
правосознания.
Слайд 2материалы для обсуждения
Норма - (от лат. norma – руководящее начало
- правило, образец),
1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок.
2) Установленная мера, средняя величина
чего-нибудь (напр., норма выработки).
Слайд 4материалы для обсуждения
социальная норма
представляет собой
совокупность требований и ожиданий,
которые предъявляет группа к своим членам с целью регуляции деятельности
и отношений,
и соответствующее им поведение
Слайд 5материалы для обсуждения
можно выделить три критерия определения нормы:
статистический,
норма как нечто наиболее распространенное, типичное (например, то, что встречается
более чем у 50%)
позитивный,
норма как эталон, образец, идеал, к которому следует стремиться (перечень признаков, которые должны быть).
негативный,
норма как все то, где отсутствует отклонение, аномалия и патология (не имеет четко очерченных границ, может представлять собой перечень того, что ею не является).
Слайд 6материалы для обсуждения
подходы к оценке нормы поведения
биологический подход
основывается на представлении об удовлетворении потребностей и поддержании жизнеспособности организма.
Нормой считается поведение, поддерживающее жизнеспособность организма,
отклонением – поведение, препятствующее удовлетворению актуальных потребностей и тем самым снижающее жизнеспособность организма.
социальный подход
основывается на представлении об общественной опасности ли безопасности поведения.
Нормой считаются социально одобряемые стандарты поведения,
отклонением от нее – поведение явно или потенциально опасное для общества и людей.
Слайд 7материалы для обсуждения
подходы к оценке нормы поведения
психологический подход
основывается на
представлении об индивидуально-личностной гармоничности и принятии себя.
Нормой считается отсутствие
внутриличностных конфликтов и психологических комплексов, стремление к личностному росту,
отклонением - наличие внутриличностных конфликтов, блокирование личностного роста, стремление (осознанно или нет) разрушить свою самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.
психиатрический подход
основывается на представлении о болезни, психическом расстройстве.
Нормой считается отсутствие признаков психических расстройств,
отклонением - наличие симптомов психических расстройств.
Слайд 9материалы для обсуждения
Социальная норма
выполняет следующие функции:
ориентирующая.
заключается в том,
что норма содержит сведения о вариантах поведения, не известных ранее
субъекту, сообщает об оптимальных в данных условиях способах достижения позитивных целей.
программная.
заключается в том, что норма позволяет ставить цели или изменять уже поставленные, сообщает о возможных последствиях (негативных и позитивных) различных действий субъекта.
прогностическая.
заключается в том, что норма информирует о возможном (вероятном) поведении других лиц (групп) в самых различных областях жизни и о возможной ответственности за данное действие, ее характере, размере и вероятности наступления.
Слайд 11материалы для обсуждения
Способы регуляции поведения социальной нормой:
дозволение – указание на
действия, которые не запрещены, для общества часто желательны, но необязательны;
эти варианты оцениваются положительно или нейтрально, поощряются или только допускаются;
предписание – указание на требуемые от субъекта действия, обязательны, невыполнение их порицается;
запрет – указание на действия, которые не следует совершать; наличие негативных санкций за совершение.
Слайд 12материалы для обсуждения
Типы моральной деформации:
идеализация
(повышение чувствительности к положительным
чертам, игнорирование отрицательных);
мизантропия
(повышение чувствительности к отрицательным чертам – слабостям
и порокам, игнорирование положительных);
моральный догматизм
(абсолютизация противоположности добра и зла, неспособность уловить нюансы взаимоотношений);
моральный релятивизм
(склонность к стиранию границ между добром и злом, «все определяется обстоятельствами»);
моральная индифферентность
(нравственное безразличие, стирание границ между нормой и отклоняющимся поведением).
Слайд 13материалы для обсуждения
Эффективность действия социальной нормы определяется:
своевременностью принятия нормы
(готовность
к предписываемому в ней поведению),
соответствием содержания нормы условиям жизни населения
(условия жизни могут сделать невыполнимыми предписание нормы),
соответствием содержания нормы представлениям о справедливости
(противоречие нормы представлениям о справедливости обесценивает ее и влечет игнорирование предписаний нормы),
ее нравственной ценностью
(соответствие представлениям о добре и зле),
Слайд 14материалы для обсуждения
Эффективность действия социальной нормы определяется:
социальной и индивидуальной значимостью,
характером санкций
(чем жестче санкции, тем реже нарушается норма)
представлением о
вероятности наступления санкций
(чем неизбежнее представляется наступление негативных санкций, тем реже нарушается норма, и наоборот),
оценкой распространенности нарушений нормы
(чем более распространенным оценивается нарушение нормы, тем чаще она нарушается).
Слайд 15материалы для обсуждения
Структура правосознания.
Слайд 16материалы для обсуждения
Познавательный (интеллектуальный, когнитивный) компонент правосознания
представляет собой совокупность знаний
о правовых нормах,
его сформированность оценивается по степени осведомленности о
правовой регуляции различных сфер деятельности и выражается в правовой подготовке.
Слайд 17материалы для обсуждения
Оценочный
(эмоциональный, аффективный) компонент правосознания
представляет собой совокупность оценочных
суждений о правовых нормах, правовом поведении других людей и своем
собственном, правоохранительных органах и их деятельности,
его сформированность оценивается по степени солидарности с данными правовыми нормами и выражается в ценностных отношениях к праву и практике его применения.
Слайд 18материалы для обсуждения
Регулятивный (волевой) компонент правосознания
представляет собой совокупность поведенческих позиций
по отношению к правовым нормам,
его сформированность оценивается по степени
устойчивости занимаемой позиции по отношению к правовой норме и выражается в правовых установках и ориентациях.
Слайд 19материалы для обсуждения
Дефекты усвоения норм:
незнание
(из-за отсутствия информации, отсутствия ситуаций,
которые требовали бы такого знания, изменения норм, за которым трудно
уследить и др.).
Хорошее знание норм достигается путем интерпретации ее содержания, точность которой зависит от ясности нормы и отсутствия противоречивой информации;
несогласие
(в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, моральными убеждениями или личным опытом);
пренебрежение
(зависит от интересов личности, группы, общества, строгости санкций).
Слайд 20материалы для обсуждения
В зависимости от того, насколько цели и средства
соответствуют правовым нормам выделяют:
Правоисполнительное поведение
Правопослушное поведение
Законопослушное поведение
Делинквентное поведение
Криминальное поведение
Преступное поведение
Слайд 21материалы для обсуждения
Правоисполнительным называют поведение,
подчиненное правовым нормам таким образом,
что
цели и средства их достижения соответствуют правовым требованиям в силу
внутреннего убеждения человека
Слайд 22материалы для обсуждения
Правопослушным
называют поведение,
подчиненное правовым нормам таким образом,
что
цели и средства их достижения соответствуют правовым требованиям в силу
конформности человека
Слайд 23материалы для обсуждения
Законопослушным
называют поведение,
подчиненное правовым нормам в силу страха
наказания, в то время как потребности и интересы человека не
соответствуют правовым требованиям
Слайд 24материалы для обсуждения
Делинквентным
называют поведение
нарушающее правовые нормы таким образом,
что
цели соответствуют правовым требованиям, в то время как средства их
достижения противоречат этим требованиям
Слайд 25материалы для обсуждения
Криминальным
называют поведение
нарушающее правовые нормы таким образом, что
и цели, и средства их достижения противоречат правовым требованиям
Слайд 26материалы для обсуждения
Преступным
называют
умышленное поведение, осуществляемое в нарушение уголовного кодекса
и без каких-либо законных оснований или оправдывающих обстоятельств
Слайд 27материалы для обсуждения
Факторы, оказывающие влияние на формирование правосознания
Фоновые
Правовые
Криминогенные
Криминальные
Слайд 28материалы для обсуждения
К фоновым факторам относят:
менталитет народа, обычаи и традиции,
господствующие общественные мнения,
отношение населения к происходящим в стране процессам,
авторитет государственной власти,
уровень социальной культуры и активности населения,
социализацию подрастающего поколения,
уровень духовности населения,
состояние экономики и уровень жизни населения,
деятельность органов самоуправления,
прочность института семьи,
состояние системы образования и науки,
деятельность СМИ,
способы проведения досуга
и др.
Слайд 29материалы для обсуждения
К правовым факторам относят:
особенности системы правового регулирования,
авторитет органов
правоохраны,
веру населения в возможность справедливых решений при обращении к
сотрудникам правоохранительных органов,
совершенство и надежность функционирования правовой системы,
совершенство законодательства,
уровень законности в работе правоохранительных органов,
эффективность систем правового развития,
уровень правового воспитания,
эффективность работы по профилактике преступлений,
эффективность системы исполнения наказания
и др.
Слайд 30материалы для обсуждения
К криминогенным факторам относят:
отставание законотворчества от фактических изменений
в обществе,
недовольство качеством правоохранительной деятельности,
обострение взаимоотношений между различными
группами населения,
невысокий авторитет органов правопорядка,
снижение уровня общественной морали,
злоупотребление властью для удовлетворения собственных нужд,
широкое распространение криминальных средств достижения цели,
пропаганду культа силы и насилия,
социально-экономические проблемы,
политический экстремизм,
религиозный фанатизм
и др.
Слайд 31материалы для обсуждения
К криминальным факторам относят:
криминальную деформированность ценностной сферы;
криминальную
«образованность» лиц, занимающихся преступной деятельностью;
криминальную субкультуру,
целенаправленное воздействие авторитетов
преступного мира на психологию людей, втянутых в преступную деятельность, и граждан с неустойчивой правовой ориентацией;
коррумпирование представителями преступного мира сотрудников правоохранительных органов
и др.
Слайд 32материалы для обсуждения
Деформации правосознания
правовой инфантилизм –
несформированность правовых знаний,
неустойчивость эмоционального отношения к праву и правоохранительным органам, незрелость суждений
о правовых нормах, недооценка роли права при личной уверенности в хорошей юридической подготовке,
правовой нигилизм -
отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права,
правовой ригоризм -
непреклонное соблюдение уставов, правил и принципов, касающихся правовых и моральных норм, с применением жестких санкций в случае их нарушения,
правовой фетишизм –
преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества,
Слайд 33материалы для обсуждения
Деформации правосознания
правовой негативизм –
сопротивление правовым воздействиям,
отказ выполнять предъявляемые требования права (пассивная форма), выполнение этих требований
наоборот (активная форма),
правовая дезинформированность –
усвоение искаженных или заведомо ложных сведений о правовых нормах, роли правового регулирования в жизни общества,
правовая индифферентность –
устойчивое безразличие по отношению к правовым нормам, правовому поведению окружающих и эффективности работы правоохранительных органов,
правовой цинизм –
презрительное отношение ко всей правовой культуре общества, его правовым ценностям, глумление над идеалами законности и справедливости.
и др.
Слайд 34материалы для обсуждения
Основные требования к правомерному поведению :
знать законы
и их требования;
быть убежденным в необходимости правомерного поведения;
обладать желанием вести
себя правомерно;
уметь вести себя правомерно;
быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования;
обладать устойчивостью к криминогенным соблазнам.
Слайд 35материалы для обсуждения
Меры профилактики
противоправного поведения
Правовые
Социальные
Экономические
Педагогические
Психологические
Медицинские
Слайд 36материалы для обсуждения
Правовые аспекты профилактики
заключаются
в обеспечение прав и социальных
гарантий населения,
в правовом обеспечении предотвращения причин противоправного поведения,
в эффективной
работе судебных и правоохранительных органов
Слайд 37материалы для обсуждения
Социальные аспекты профилактики
заключаются
в формировании общественного мнения
о
происходящих в стране социальных и политических процессах,
об уровне развития
экономики,
об эффективности работы представителей государственной власти, правоохранительных и судебных органов.
Слайд 38материалы для обсуждения
Экономические аспекты профилактики
заключаются
в обеспечении возможности реализовать способности
в условиях современного состояния экономики страны,
в обеспечении возможности повышать
уровень благосостояния
Слайд 39материалы для обсуждения
Педагогические аспекты профилактики
заключаются
в формировании знаний и умений,
способствующих социальной адаптации и профессиональной успешности,
в формировании позитивного отношения
к общечеловеческим ценностям.
Слайд 40материалы для обсуждения
Психологические аспекты профилактики
заключаются
в своевременном оказании квалифицированной психологической
помощи,
в разработке превентивных программ с учетом психологических особенностей выбранной
группы.
Слайд 41материалы для обсуждения
Медицинские аспекты профилактики
заключаются
в своевременном оказании квалифицированной медицинской
помощи, в том числе психиатрической.
Слайд 42материалы для обсуждения
http://prezentacija.biz/
Отличные ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ для всех.