Слайд 1“Предпринимательская деятельность”
(Обществознание – 8 класс.)
Презентация урока
2012 год
МОУ СОШ № 29
г. Твери
Учитель истории и обществознания:
Година О.И.
Слайд 2Цели урока:
Обучающая: узнать историю предпринимательства, что такое предпринимательская деятельность, виды
и формы предпринимательства.
Развивающая: самостоятельно отбирать и анализировать материал, формулировать вопросы,
сравнивать, делать необходимые выводы.
Воспитательная: показать значимость для общества предпринимательской деятельности, уважение к людям, занимающимся данной деятельностью.
Слайд 3Методика проведения урока-
Коллективное творческое дело (КТД)
Слайд 4План урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Выступление предпринимателя.
Как зарождалось и развивалось
предпринимательство.
Как и с чего начинается бизнес.
Что такое предпринимательская деятельность и
её виды и формы.
Признаки предпринимательской деятельности
Контроль знаний (тест).
Подведение итогов.
Слайд 5Выступление предпринимателя Воронцовой Елены Валентиновны
Слайд 6Выступление Воронцовой Е. В. основано на заранее составленных учащимися вопросах:
Когда
основана фирма?
Её основной вид деятельности?
Почему решили заниматься именно этим видом
предпринимательства?
Сколько человек работает в фирме?
Нравится ли вам ваша работа?
Какие трудности встречаются в вашем бизнесе?
Слайд 7Выступление Воронцовой Е.В.
Формы предпринимательской деятельности – индивидуальный предприниматель.
Название фирмы –
рекламная группа «Мастер».
Основной вид деятельности – изготовление наружной рекламы, т.е.
фасадных вывесок, световых коробов, объёмных букв, информационных стендов.
Фирма создана в 1997 году, в январе 2012 года нам исполнилось 15 лет. Причина создания – временное отсутствие постоянного заработка. Мы с мужем по профессии дизайнеры, окончили художественное училище им. Венецианова. Работали художниками в различных организациях и решили объединиться и работать совместно. Со временем появились и другие сотрудники.
В фирме работает 8 человек, включая нас постоянно и четыре человека на подработках: дизайнеры, менеджер, бухгалтер, монтажники, сварщик. Почти все сотрудники задействованы в сборке готовых вывесок. Мы по возможности все взаимозаменяемы. В течение 15 лет работы коллектив менялся, но основной костяк из четырёх человек постоянный.
Раз в году мы посещаем выставки наружной рекламы в Москве, встречаемся с производителями материалов, заключаем договора на поставки продукции, знакомимся новыми технологиями, покупаем новое оборудование и совершенствуемся в производстве наружной рекламы. Таким образом, наши проекты не только всегда соответствуют желанию заказчика, но и сделан с использованием новейших материалов.
Мне нравится заниматься любимым делом. Конечно, есть много рутины и однообразия, у нас производство и поэтому не всегда получается «без сучка и без задоринки», иногда приходится и переделывать для того, чтобы заказчик принял фасад или вывеску. В Твери много рекламных агентств. Большая конкуренция заставляет постоянно пересматривать расценки, делать скидки постоянным клиентам. Повышаются цены на коммунальные услуги и арендная плата за помещение. Приходиться крутиться, чтобы и цены на нашу продукцию, и наши зарплаты были удовлетворительными.
Слайд 8Команда №1.
Тема сообщения «Как зарождалось и развивалось предпринимательство»
Слайд 9Как зарождалось и развивалось предпринимательство
I этап. Древняя Русь и русские
княжества.
Киевская Русь (IX – начало XII вв.)
Федеральная раздробленность на Руси
( XII – XIV вв.)
Слайд 10II этап. Московская Русь.
Формирование Московского царства (вторая половина XIV-XV вв.)
Укрепление
Московского царства (XV-XVI вв.)
Расцвет Московского царства (XVII в.)
Слайд 11III этап. Императорская Россия.
Реформы Петра I и его преемников (первая
половина XVIII в.)
Эпоха Екатерины II (вторая половина XVIII в.)
Слайд 12IV этап. Зарождение и развитие капитализма в России
Дореформенный период (первая
половина XIX в.)
Пореформенный период (вторая половина XIX в.)
Слайд 13V этап. Монополистическое развитие капитализма в России.
Экономическая модернизация С.Ю. Витте
(конец XIX – начало XX вв.)
Первая мировая война и Февральская
революция (1914 – октябрь 1917 гг.)
Слайд 14VI этап. Крушение частного предпринимательства в России
Политика «военного коммунизма» -
1918 – 1921 гг.
Новая экономическая политика (нэп) – 1921-1929 гг.
Слайд 15VII этап. Возрождение предпринимательства в современной России
Перестройка (1985-1990)
Развитие предпринимательства в
современной России (с 1991 г. по настоящее время)
Слайд 16Вопросы командам
В чём особенности развития предпринимательства в Киевской Руси?
Что повлияло
на развитие предпринимательства в Московском царстве в xiv – xv
веках?
Чем предпринимательская деятельность петровской эпохи отличалась от предыдущего этапа?
Как сказалась перестройка в России на развитие предпринимательской деятельности?
(количество вопросов соответствует количеству команд)
Слайд 17Выступление второй команды
Тема сообщения: «Как и с чего начинается бизнес?»
Три
основных вопроса экономики.
Бизнес – план.
Бизнес – проект.
Слайд 18Три основных вопроса экономики
Что производить?
- Какие потребности считать
самыми приоритетными?
-Каким образом следует распределить редкие ресурсы между производством различных
благ?
Как производить?
-Какую технологию производства следует выбрать?
-В каком количестве и в каких комбинациях следует использовать имеющиеся ресурсы?
Для кого производить?
-Как наиболее эффективно распределить произведенные блага?
Слайд 19Бизнес-план
Бизнес-план это документ, в котором:
Описываются все основные аспекты будущего коммерческого
предприятия.
Анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться
Определяются способы решения этих
проблем.
Бизнес-план – описание основных аспектов, с которыми сопряжена реализация нового коммерческого проекта.
Слайд 20Бизнес-план помогает предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:
Изучить ёмкость
и перспективы развития будущего рынка сбыта.
Оценить затраты, необходимые для изготовления
и сбыта нужной продукции, соизмерить их с возможными ценами продаж, и определить потенциальную прибыль задуманного дела.
Обнаружить возможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.
Установить показатели по которым можно будет регулярно определять состояние своих дел.
Слайд 21Бизнес-проект
Бизнес-проект – это коммерческое мероприятие, в которое вкладываются денежные средства
с целью получения прибыли и/или прироста капитала
Слайд 22Схема предпринимательства
Дф - денежная форма
Ф - факторы производства
Т
- товар
Дт - Вырученные в итоге деньги
Слайд 23Вопросы командам
Назовите три основных вопроса экономики.
Что такое бизнес - план?
Почему
необходим бизнес - план предпринимателям?
В чём отличие бизнес – плана
от бизнес – проекта?
Слайд 24Защита плаката «Логотип моей фирмы»
Каждая команда должна нарисовать логотип своей
фирмы, объяснить её и в своём выступлении показать необходимость данной
фирмы для города.
Слайд 26Тема сообщения: «Предпринимательская деятельность, её виды и формы.»
Виды предпринимательской деятельности.
Формы
предпринимательской деятельности.
Функции предпринимательской деятельности.
Слайд 30Вопросы командам
Назовите виды предпринимательской деятельности.
Какие существуют формы предпринимательской деятельности?
Каковы функции
предпринимательства?
Как вы считаете, зачем необходима обществу предпринимательская деятельность?
Слайд 31Игра «Портрет предпринимателя»
Команды должны в течении двух- трёх минут составить
письменный портрет предпринимателя, выделив его важнейшие личностные и социально значимые
качества.
(Побеждает та команда, которая назовёт большее количество таких качеств)
Слайд 32Выступление четвёртой команды.
Тема сообщения: “Признаки предпринимательской деятельности:”
Признаки предпринимательской деятельности.
Бизнес
и предпринимательство.
Схема предпринимательства.
Слайд 34Признаки предпринимательской деятельности
Самостоятельность.
Наличие цели, заключающаяся в получении прибыли.
Систематический характер получения
прибыли.
Хозяйственный риск.
Факт государственной регистрации участников.
Слайд 35Вопросы командам.
Каковы признаки предпринимательской деятельности?
Чем предпринимательская деятельность отличается от бизнеса?
Как
вы считаете, в чём положительные и отрицательные стороны малого бизнеса?
Каких
известных тверских предпринимателей вы знаете?
Слайд 36Контроль знаний
Тест. Вариант 1.
1. Верны ли следующие суждения о прибыли?
А. Прибыль
это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных
экономических категорий.
Б. Прибыль это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услуги.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2)Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Правовой статус индивидуального предпринимателя наступает с момента
1) Совершеннолетия 3) Государственной регистрации
2)Начала производства 4) Уплаты первых налогов в качестве индивидуального
предпринимателя
3. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме
1) Потребительских кооперативов 3) Общественных организаций
2) Товариществ и обществ 4) Благотворительных и иных фондов
4. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаётся
1) Открытым 3) Закрытым
2) Полным 4) Обществом на вере
5. Высшим органом управления акционерным обществом является
1) Совет директоров 3) Президиум
2)Собрание трудового коллектива 4) Общее собрание акционеров
Слайд 37Тест. Вариант 2.
1. Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения услуг, называется
1) Экономической деятельностью 3) Духовной деятельностью
2) Предпринимательской деятельностью 4) Познавательной деятельностью
2. Основной закон бизнеса
1) купить подороже - продать подешевле 3) Купить подешевле - продать подешевле
2) Купить подороже - продать подороже 4) Купить подешевле - продать подороже
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме
1) Товарищества и обществ 3) Производственных кооперативов
2) Потребительских кооперативов 4) Государственных и муниципальных
унитарных предприятий
4. Коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом называются
1) Хозяйственными товариществами и обществами 3) Малыми предприятиями
2) Акционерными обществами 4) Производственными кооперативами
5. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц, признаётся
1) Открытым 3) Закрытым
2) Полным 4) Обществом на вере
Слайд 38Подведение итогов
Что понравилось/не понравилось на уроке?
Назвать команду победителя.
Отметить наиболее активных
участников урока.
Поблагодарить всех учащихся за участие в уроке.
Слайд 39Список литературы.
А. В. Поздеев «Поурочные разработки по обществознанию» 8 класс,
Москва, «Вако», 2008 год.
Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц «Основы
экономики» учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений - Москва, «Просвещение», 1994 год.
«Обществознание 8 класс поурочные планы по учебнику Л. Н. Боголюбова», Волгоград, «Учитель», 2010 год.
«Обществознание 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Москва, «Просвещение», 2011 год
«Организация предпринимательской деятельности» под редакцией д. э. н., проф. В. Я. Горфинкеля, Москва, «Проспект», 2010 год. С. В. Краюшкина «Тесты по обществознанию – 8 класс» к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой «Обществознание 8 класс», Москва, «Экзамен», 2012 год.