Слайд 1Человек как духовное существо
Слайд 2Человек – высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле,
субъект общественно- исторической деятельности и культуры
Слайд 3Духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, ибо здесь
рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых
существ
Духовная сфера деятельности человека: нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура
Слайд 4Духовный мир личности – это индивидуальные особенности человека, это его
темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности, способности.
Духовная жизнь общества – относительно
самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Структура духовной жизни общества состоит из духовных потребностей, духовного производства и духовных благ.
Слайд 5Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека
на духовную свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей.
Духовная жизнь общества должна охраняться законом.
«Человеческое самостроительство» - это выбор жизненного пути, места человека в мире, знакомство с моральными установками общества. Человек строит самого себя как существо духовное, осознает, что он творец духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.
Слайд 6Духовность – это чувства и осознание реальности, прямо или косвенно
направляет жизнедеятельность человека.
Дух – это объективно существующее, индивидуальное начало, способное
направлять деятельность человека и общества.
Душа – индивидуализированный дух, субъективно существующее начало.
Слайд 7Мораль (нравственность) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
его отношение к другим людям, самому себе, а также к
окружающей среде.
Смысл морали воплощен в золотом правиле:
«поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе», (или «НЕ делай другому того, чего себе не желаешь»)
Слайд 8Содержание морали.
1. Принципы морали (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)
2.
Нормы морали (заповеди) (уважай старших, не убивай, не лги, не
воруй, не завидуй и др.)
3. Моральный идеал (человеколюбие)
4. Моральные ценности ( смысл жизни, свобода, счастье)
Требование морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений. Нормы морали являются примером правильного поведения.
Слайд 9Смысл и роль морали.
1. Добро
2. Долг
3. Совесть.
Добро – все то,
что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и
природы. Высшее проявление добра это мир и любовь.
Долг – превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.
Совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Слайд 10В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайную роль.
1.
Регулирует поведения человека во всех сферах общественной жизни.
2. Является жизненным
ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию.
3. Формирует нравственный облик личности.
4. Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказыемым.
Слайд 11Ценности – это идеальные представления, высшие принципы, определяющие нормы поведения
людей и их цели (жизнь, добро, гармония, гражданственность, патриотизм, труд,
знание, свобода человека)
Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, а также его отношение к миру.
Типы мировоззрения.
Обыденное (житейское, стихийно формируется в процессе личной практической деятельности)
Религиозное (его основой являются религиозные учения)
Научное (базируется на достижении науки, научной картине мира)
Ученые говорят также о гуманистическом мировоззрении, основой которого должен стать поворот к человеку, всему, что связано с человеком.
Слайд 12Утверждение «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь,
чтобы поступали по отношению к тебе» представляет собой формулировку
Прав на
личную неприкосновенность
Принципа правового государства
«Золотого правила нравственности»
Наличие общественных отношений
Слайд 13Верны ли следующие суждения?
А) Духовная сфера является подсистемой общества в
целом.
Б)Изменения в духовной сфере являются следствием изменений в обществе.
Верно только
А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
Слайд 14Духовной культурой называется
1) культура чтения
2) религиозный культ
3)процесс и результат духовного
производства
4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными
Слайд 15Искусство, наука, образование охватываются понятием
1) духовная культура
2) общественный прогресс
3) индустриальное
общество
4) социальная стратификация
Слайд 16Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло»
является основным?
1)психологии
2)этики
3)эстетики
4)социологии
Слайд 17Найдите в приведенном ниже списке основные признаки моральных норм.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. установлены государством
2. выражаются в
общественном мнении
3. обязательны для исполнения
4. регулируют общественные отношения с позицией добра и зла
5. дают большой простор для толкования
6. поддерживаются силой государственного принуждения
Слайд 18Гуманизм это:
Неподкупность мыли и бесстрашие пред лицом бесчеловечности
Человеколюбие, уважение личного
достоинства человека, вера в его будущее
Сентиментальность
Особый вид деятельности
Мораль в отличие
от права:
Опирается исключительно на поддержку общества.
Содержит нормы поведения людей
Возникает на основе исторического опыта людей
Находится в развитии
Слайд 19Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «не
воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:
1. искусства
2. морали
3. науки
4.
права
Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?
Сделать все возможное для устранения зла, ущерба
Сделать вид, что ничего не произошло
Постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба
Свалить вину на того, кто пострадал.
Слайд 20Мировоззрение в жизни человека – это:
1. ориентир для его деятельности
2.
укрепление его жизненного опыта
3. связь с религией и наукой
Мировоззрение человека
зависит от:
Исторических условий
Жизненного опыта
От уровня образования
Внутренней культуры
Слайд 21К продуктам материальной культуры не относиться:
1. небоскреб
2.музыка
3.автомобиль
4.телевизор
К духовным ценностям относятся:
Микроскоп
Научное
открытие
Компьютер
Видеокассеты
Слайд 22Моральные качества человека:
1. заложены от рождения
2.вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием
3. формируются обществом
целенаправленно
Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества,
складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей – это:
Нравственность
Культура
Общечеловеческие ценности
Общественное сознание
Слайд 23Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого.
Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?
1. потребовать
от обидчика извинений в адрес пострадавшего
2. сделать вид, что тебя это не касается
3. выразить соболезнование тому, кого обидели
4. разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения
Слайд 24Критерии духовности человека:
1. активная жизненная позиция
2.обладание высшим образованием
3.приверженность в мыслях
и поступках общечеловеческим ценностям
Уровень развития духовной культуры измеряется:
1. Объемом создаваемых
в обществе духовных ценностей
2. Качеством духовной продукции
3.Тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди
4.Степенью достижения социального равенства людей приобщение их к ценностям культуры
Слайд 25К морали в отличие от права относится:
1. любой закон
2. Конституция
государства
3. устав общественной организации
4. определенные принципы, нормы поведения
Система обобщенных
взглядов на окружающую действительность – это:
Философия
2мировоззрение
Наука
Социология