Слайд 2Спрос
Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении),
который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного
периода (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
Слайд 3Закон спроса: повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса,
а снижение цен – к ее увеличению.
Слайд 5Факторы формирования спроса
тип товара
доходы покупателей
цены на дополняющие
или заменяющие товары
ожидания относительно динамики цен в будущем
численность
и возраст покупателей
привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей
Слайд 6Эластичность спроса – показатель, который говорит о том, насколько сильна
зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены
на него.
Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на один процент.
Слайд 7Изменение числа покупок (в %)
Изменение цены (в %)
Эластичность спроса равна
относительному изменению величины спроса, деленному на относительное изменение цены.
Коэффициент ценовой
эластичности спроса
Слайд 8Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина
спроса на него изменится более чем на 1%.
К товарам с
эластичным спросом обычно относятся:
предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);
товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);
легкозаменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов).
Слайд 9Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина
спроса на него изменится менее чем на 1%.
Товары с
неэластичным спросом включают:
предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон);
товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);
труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт).
Слайд 10С помощью коэффициента эластичности можно найти ответ на вопрос о
том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов
фирмы
Слайд 11Предложение
Величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы
способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте
и в заданное время.
Предложение - сложившаяся в определенный период зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан
Слайд 12Закон предложения: чем выше цена, тем больше величина предложения товара;
чем ниже цена, тем величина предложения меньше.
Слайд 13Факторы, влияющие на предложение
Слайд 14Факторы, влияющие на предложение
цены на ресурсы
изменение в технологии
производства
налоги и дотации
цены на другие товары
рост числа
производителей
Слайд 15Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в
%) при изменении цены на один процент.
Ценовая эластичность –
величина положительная, т.к. при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот.
Слайд 17
При цене в 25 р. величина спроса совпадает с величиной
предложения, т. е. будет достигнуто равновесие спроса и предложения. Эту
цену называют равновесной ценой , т. е. при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.
Слайд 18Равновесная цена - цена, позволяющая продать весь объем товаров, который
изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
Слайд 19Этот график иногда называют «ножницами Маршалла» в честь Альфреда Маршалла,
который обобщил и систематизировал различные исследования своих предшественников, касающиеся спроса,
предложения и ценообразования, создал на их основе единую теорию, используя при этом графический метод анализа. Графически процесс формирования цены, по Маршаллу, выглядит как некое подобие ножниц, которые режут, потому что у них два лезвия: спрос и предложение.
Слайд 20Точка пересечения показывает рыночное равновесие.
Избыток товара на рынке возникает, если
рыночная цена выше равновесной.
Дефицит товара на рынке возникает, если рыночная
цена ниже равновесной.
Слайд 21Дефицит - ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне
цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой
цене согласны предложить к продаже.
Слайд 22Избыток (затоваривание) – ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем
уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем
покупатели готовы купить при такой цене.
Слайд 23Ситуация избытка товара приводит к следующему:
продается лишь часть предложенных
на рынок товаров;
выручка от продаж оказывается меньше, чем нужно
изготовителям (продавцам) для покрытия собственных затрат и продолжения производства товаров.
Ситуация дефицита товаров приводит:
к длительным поискам дефицитного товара;
к очередям.
Слайд 24Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием
столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения
извне.
Цены – главный источник информации о положении дел на рынке:
цены повышаются, значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
цены снижаются, значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
цены остаются почти неизменными, значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.
Слайд 25ВЫВОДЫ:
Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на
рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.
Не следует создавать
препятствия для работы рыночных механизмов, например «замораживать» цены, поскольку это не даст рынку достичь равновесия и на нем надолго сохранится ситуация либо дефицита, либо избытка товаров.
Слайд 26Задача 1
Как повлияет при других равных условиях увеличение в 1,5
раза доходов населения на спрос следующих товаров?
перловая крупа;
красная икра;
компьютеры;
соль.
Слайд 27Задача 2
На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:
линия спроса D переместилась в
новое положение D1 (P –цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть
вызвано в первую очередь:
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением налогов на производителей телевизоров
3) удешевлением технологии производства телевизоров
4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
Слайд 28Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных
условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного
производства?
1. выросли цены на газированные напитки;
2. упали цены на импортные консервированные соки;
3. появление на местном рынке новой марки водки.
Задача 3
Слайд 29Задача 4
На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия
спроса D1 переместилась в новое положение D2 (P – цена товара, Q – объём
спроса товара).
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
ростом числа производителей строительных материалов;
введением нового налога для производителей;
совершенствование;
ожиданием повышения цен на строительные материалы.
Слайд 30Задача 5
На рисунке отражена ситуация на рынке детского питания:
линия спроса D переместилась
в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может
быть вызвано в первую очередь:
Это перемещение может быть вызвано прежде всего:
совершенствованием технологии изготовления детского питания;
усилением конкуренции производителей;
снижением рождаемости в стране;
Ростом доходов производителей детского питания
Слайд 31Задача 6
На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия
спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение
может быть вызвано в первую очередь:
ростом доходов производителей табака;
изменением предпочтений людей;
совершенствованием технологии производства табачных изделий;
усилением конкуренции производителей.
Слайд 32Задача 7
На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии:
линия предложения S переместилась
в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение
может быть вызвано прежде всего:
слухами о вреде бытовой химии для здоровья;
наступлением сезона отпусков;
появлением аналогичных средств на основе природных компонентов;
сокращением издержек производства бытовой химии.
Слайд 33Задача 8
На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы:
линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это изменение может быть связано прежде всего:
с совершенствованием технологии разведения рыбы;
с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств;
с популяризацией в СМИ блюд из рыбы;
с повышением цен на другие продукты, содержащие белок.
Слайд 34Задача 9
На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики. Линия
предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара, Q — объём предложения товара).
Это перемещение
может быть связано в первую очередь с:
1) увеличением доходов потребителей;
2) сокращением количества потребителей;
3) снижением налогов на производителей косметики;
4) закрытием ряда косметических фирм.
Слайд 35Задача 10
На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница
и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в
связи с тем, что люди узнали о ее целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы?
Изменение цен на другие товары, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов, также способно сместить кривую предложения. Повышение цен на гречиху приведет к тому, что производители станут большую площадь отводить под посевы гречихи и меньшую площадь засевать пшеницей. Следовательно предложение пшеницы сократится и кривая предложения переместится влево.
Слайд 36Задача 11
За последние годы в Москве появилось много новых кафе
и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском
рынке услуг общепита?
Увеличение числа новых продавцов естественным образом увеличило предложение услуг общепита, следовательно, кривая предложения на этом рынке переместилась вправо.
Слайд 37Используемый материал
Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 кл. В 2
книгах. Книга 1. М.: Вита-Пресс, 2007.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в
школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006.
Сторчевой М.А. Основы экономики. -[http://be.economicus.ru/].
Видеоролик «Равновесие спроса и предложения». – [http://files.school-collection.edu.ru/].
http://economicportal.ru/facts/demand_curve.html