Слайд 1Причины агрессии
(родительское собрание)
МБОУ СОШ № 2
г. Киржач
педагог-психолог: Головий О.И.
Слайд 2Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая
все больше волнует учителей и родителей.
Слайд 3Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство
, она имеет различную степень выраженности, от полного отсутствия до
его предельного развития.
Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.
Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости личности.
Чрезмерное развитие агрессивности - к высокой конфликтности.
Слайд 4Причины агрессии
Считается, что агрессия - это следствие действия разного рода
причин. Агрессию могут спровоцировать:
1) наследственно-характерологические факторы (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному
поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников);
2) биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
3) некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
4) влияние социального окружения.
Слайд 5При каких же условиях у детей возникает агрессия?
1) Родители
систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку
=> вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
Слайд 62) Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания =>
уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям
=> вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.
Слайд 73) Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка,
не контролируют его поведение => вседозволенность => проявление агрессивности в
дальнейшем как типичной поведенческой черты.
Слайд 84) Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному
выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы
проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
Слайд 95) Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии
ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире
или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д.) => у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу
своего дальнейшего
поведения =>
проявления агрессии.
Слайд 106) Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания
к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
Слайд 11
Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими агрессию, (в детском возрасте) являются:
желание привлечь
к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает
игрушки и начинает громко лаять);
ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
стремление защититься и отомстить;
стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Слайд 12Открытое письмо
агрессивных детей родителям.
Мы хотим!
Чтобы нам не делали
постоянно замечаний.
Знать, почему вам можно кричать, а нам - нет.
Делать
то, что хочется нам, а не вам.
Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
Чтобы вы научили нас справляться с гневом.
почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать,
визжать, обзываться, если очень хочется?
Но больше всего мы хотим,
чтобы нас любили!
Слайд 13Шесть рецептов избавления от гнева
1. НАЛАДЬТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВОИМ РЕБЁНКОМ,
ЧТОБЫ ОН ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ С ВАМИ СПОКОЙНО И УВЕРЕННО.
Слушайте своего
ребенка, проводите вместе с ним как можно больше ВРЕМЕНИ, делитесь с ним своим опытом, рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах, каждому своему ребёнку уделяйте своё время и внимание.
Слайд 142. СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ, КОГДА ВЫ НАХОДИТЕСЬ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СТРЕССА
И ВАС ЛЕГКО ВЫВЕСТИ ИЗ СЕБЯ.
Отложите или отмените совместные дела
с ребенком, старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
Слайд 153. ЕСЛИ ВЫ РАССТРОЕНЫ, ТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ВАШЕМ
СОСТОЯНИИ.
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я
очень расстроена», «Хочу побыть одна», «Поиграй, пожалуйста, один», На работе были трудные дела», «Поиграй один, я немного успокоюсь».
Слайд 164. В ТЕ МИНУТЫ, КОГДЫ ВЫ РАССТРОЕНЫ И РАЗДРАЖЕНЫ, СДЕЛАЙТЕ
ДЛЯ СЕБЯ ЧТО-ТО ПРИЯТНОЕ, ЧТО ВАС МОЖЕТ УСПОКОИТЬ
Примите теплую ванну,
душ, попейте чай, позвоните друзьям, сделайте массаж лица и головы, просто расслабьтесь в удобном кресле, включите любую музыку.
Слайд 175. СТАРАЙТЕСЬ ПРЕДВИДЕТЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЫЗВАТЬ
ВАШ ГНЕВ.
Не давайте и не разрешайте ребенку играть с вещами
и предметами, которыми вы дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия, умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого.
Слайд 186. СПЕЦИАЛЬНО СТАРАЙТЕСЬ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ НЮАНСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДСТОЯЩЕГО СОБЫТИЯ
И ПОДГОТОВЬТЕ РЕБЕНКА.
Изучайте силы и возможности вашего ребенка, проговаривайте важные
визиты, и предусмотрите варианты игры или утоления жажды или голода при длительных визитах и поездках.