Слайд 1Профилактика подросткового суицида
Презентацию подготовила:
педагог-психолог ГБОУ СОШ №369 г. Москвы
Макарова
И. Н.
Слайд 215 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ МЫСЛЯМИ
1. Попытайтесь убедить
человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).
2. Разработайте стратегию помощи,
если человек отказывается от помощи специалистов.
3. Будьте заинтересованы судьбе этого человека и готовы помочь
4. Оцените его внутренние резервы – найдите их
5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение
6. Не оставляйте в одиночестве
7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору
8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту
10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь
11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих
12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться
13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность
14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому
15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив
Слайд 3Педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление пред
суицидального поведения. Признаки эмоциональных нарушений:
• потеря аппетита или импульсивное обжорство,
бессонница или повышенная сонливость;
• частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
• постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
• ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
• погруженность в размышления о смерти;
• отсутствие планов на будущее;
• внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
• пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий
• пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
Слайд 4К внешним проявлениям относятся:
• тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия,
амимия;
• тихий монотонный голос, замедленная речь; • краткость ответов,
отсутствие ответов;
• ускоренная экспрессивная речь;
• общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение;
• стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
• эгоцентрическая направленность на свои страдания
Слайд 5Вегетативные нарушения
• Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
• Ощущение
стесненного дыхания, нехватки воздуха
• Нарушение менструального цикла.
• Пища ощущается
безвкусной
• То же в других частях тела (голове, животе)
• Нарушение ритма сна
• Слезливость
• Ощущение комка в горле
• Повышенное артериальное давление
• Сухость во рту («симптомы сухого языка»)
• Головные боли
• Снижение веса тела
• Повышение веса тела
• Снижение аппетита
• Отсутствие чувства сна
• Запоры
• Повышенная сонливость
• Тахикардия
• Расширение зрачков
• Бессонница
Слайд 6Когда следует обращаться за профессиональной помощью
Затянувшаяся депрессия и одиночество
становятся опасными, если:
• Вы чувствуете враждебность к людям, к
которым раньше относились хорошо;
• У вас нет интереса к чему бы то ни было;
• Ваше здоровье существенно подорвано;
• Вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;
• Вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;
• Вы думаете о самоубийстве
Слайд 7
Об этих признаках очень важно рассказать кому-нибудь, сведущему в консультативной
работе с людьми в состоянии горя.
Помните, что обращение за
профессиональной помощью отнюдь не является слабостью, а, наоборот, говорит о мужестве и решимости.
Слайд 8ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ
Поведенческие
Любые внезапные изменения в поведении и
настроении, особенно отдаляющие от близких
Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
Чрезмерное употребления
алкоголя или таблеток.
Посещение врача без необходимости.
Нарушение дисциплины или снижения качества работы или учебы.
Расставание с дорогими вещами или деньгами
Приобретение средств для суицида
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовление к уходу.
Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту.
Слайд 9
Словесные
Уверения в беспомощности и зависимости от других
Прощание
Разговоры или шутки о
желании умереть.
Разговоры или шутки о желании умереть.
Высказывание самообвинения.
Двойственная оценка значимых
событий.
Медленная, маловыразительная речь.
Слайд 10
Эмоциональные
Амбивалентность
Беспомощность – безнадежность
Переживание горя
Признаки депрессии: нарушение
сна или аппетита, повышенная возбудимость, отсутствие удовлетворения, печаль, грусть.
Несвойственная
агрессия или ненависть к себе.
Вина или ощущение неудачи, поражения
Чрезмерные опасения или страхи
Чувство мало значимости, никчемности, ненужности.
Рассеянность или растерянность
Слайд 11Риск суицидального поведения увеличивается в случае:
• Наличия предыдущей (незаконченной) попытки
суицида.
• Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
• Наличия суицидальных попыток
в семье.
• Алкоголизма. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
• Хронического употребления наркотиков и токсических препаратов. Они ослабляют мотивационный контроль нд поведением человека, обостряют депрессию, вызывают психозы.
• Аффективных расстройств, особенно тяжелых депрессий.
• Хронических или смертельных болезней.
• Тяжелых утрат, например смерти родителя, особенно в течение первого года после потери.
• Лично-семейных конфликтов (развод, болезнь, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность).
• Конфликтов, связанных с антисоциальным поведением, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.
• Материально-бытовых трудностей.
• Конфликтов, связанных с учебой (неуспехи в учебе).
Слайд 12
Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде.
Для
начала автор рекомендует не просто принять суицидента как личность, способную
на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется:
1. Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и не возможности излить перед кем то свою душу.
2. Правильно формировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о какая помощь необходима.
3. Не выражать удивление от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания.
4. Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, по сколько высказывания типа “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя более ненужным и бесполезным.
5. Постараться изменить романтико – трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.
6. Не предлагать не оправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы.
7. Привести конструктивные способы ее решения.
Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Слайд 14Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты:
1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.
4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.
Слайд 15Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и
не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево
иль слово.
Им не исчезнуть начисто, дотла.
Спешите ж делать добрые дела!!!