Слайд 1План-конспект урока по праву
(10 класс)
«Происхождение государства и права»
(параграф 1,
стр. 6-11)
Учебное пособие
Основы права.10-11 кл: учебник. для общеобразоват.
учреждений: \ (А.Ф. Никитин – М.-: Дрофа, 2006. – 413 с.
Абасян Р.К.
Слайд 2Цели урока
Образовательная – изучение теорий происхождения государства и права.
Воспитательная
– привитие уважение к идеям демократии, государственной власти и праву.
Развивающая – продолжение развитие способности сравнивать правовые идеи, навыков работы с учебным текстом, с источником.
Тип урока - комбинированный урок.
Оборудование урока
Учебные пособия.
Интерактивная доска.
Слайд 3«Происхождение государства и права».
План урока
Повторение пройденного.
Изучение основных теорий происхождения государства
и права.
Закрепление пройденного материала.
Определение домашнего задания.
Подведение итогов работы на
уроке.
Слайд 4Повторение
Объективное право – система правил, установленных государством, за нарушения
которых государство наказывает (уголовное право, гражданское право, налоговое право).
Субъективное
право – возможность человека поступать так, как ему разрешено государством (право на жизнь, право на образование, право на труд).
Слайд 5Государство – механизм властного управления обществом.
Признаки государства:
Территория.
Народ.
Чиновники, осуществляющие власть.
Силовые структуры
(армия, правоохранительные органы).
Суверенитет – независимость государства.
Законодательство.
Повторение
Слайд 6Тема «Происхождение государства и права»
Прочитать текст на стр. 6 и
ответить на вопросы:
- Какая существует взаимосвязь между государством и
правом?
- Государство и право - …
В лице чего государство предстаёт перед обществом?
- Принимают законы и гарантируют их реализацию от лица государства…
Какие функции по отношению к государству выполняет право?
По отношению к государству право…
Слайд 7Теологическая теория происхождения государства
Фома Аквинский (1225-1274):
Прочитать текст на стр.6 и
указать основные идеи
теологической теории:
- Государство и право создал
Бог.
- Государственная власть божественна и незыблема.
- Посягательства на государственную власть – тяжкий грех.
Слайд 8Патриархальная теория происхождения государства
Аристотель (384-322):
Прочитать текст на стр. 6-7
и записать
основные идеи патриархальной теории:
- Рождение государства и права
связано с семьёй.
Слайд 9Теория общественного договора
Дж. Локк (1632-1677):
- Прочитать текст на стр.7
и
указать главные идеи договорной теории:
- Отрицание божественного происхождения
государства и права.
- Государство и право созданы людьми.
- Для создания государства люди заключили добровольное соглашение (договор).
- Часть своих прав люди передали государству.
- Государство обязалось охранять безопасность граждан.
Слайд 10Теория насилия
Е. Дюринг (1833-1921)
- Государство создано в результате завоевания
одного народа другим.
Расовая насилия
Ж. Габино (1816-1882)
- Государство создано
людьми высшей расы, которые способны подчинять людей низших рас.
Слайд 11Классовая теория происхождения государства
Карл Маркс (1818-1883)
Внимательно прочитайте
текст на стр.
9, ответьте на вопросы:
В чём К. Маркс видел причины образования
государства?
Какие этапы составляют историю происхождения государства?
Когда, по мнению, К.Маркса, необходимость в государстве отпадёт?
Слайд 12Классовая теория происхождения государства
Главная причина образования государства – экономическая:
Неравенство экономическое
привело к неравенству социальному (образовался слой бедных и богатых).
Появились социально-экономические
противоборствующие группы (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, рабочие-предприниматели).
Более богатые группы создали государство с целью охраны своих интересов и угнетения других групп.
После ликвидации буржуазии (класса предпринимателей) власть окажется у рабочих, и необходимость в государстве отпадёт.
Слайд 13Повторение
Как связаны государство и право?
Почему теорий происхождения государства и
права существует несколько?
Как Вы думаете, почему исторически первые теории происхождения
государства были связаны с религией?
В чём прогрессивность Договорной теории?
Аристотель считал, что семья послужила прообразом для развития государства, а какова взаимосвязь семьи и государства, семьи и права?
Слайд 15Домашнее задание
Прочитать параграф 1 «Происхождение государства и права», стр.
6-11, приготовить устные ответы на вопросы №5,6 на стр. 10.
Прочитать
фрагмент работы С. Алексеева на стр. 11 и ответьте письменно на следующие вопросы:
1.Что послужило основой для образования права?
2. Что из себя представляли первые правовые памятники?
3. Отношения какого характера регулировали табу в период первобытности?
4. Почему именно табу стали предвестниками юридических норм?