Слайд 1Психолого- педагогическое сопровождение неполной семьи
автор – составитель: Никитина О.З., ст.
преподаватель кафедры педагогики и психологии ЛОИРО
Слайд 2Основные возможные проблемы неполной семьи и трудности детей
финансовые проблемы (сложно
выполнять одновременно роль добытчика и роль внимательного родителя; недостаточная обеспеченность
детских потребностей);
проблемы со здоровьем (подорванное разводом психическое здоровье детей и родителей;
переутомление родителя, оставшегося с ребёнком;
склонность ребёнка (как последствие) к вредным привычкам;
наиболее тяжелым развод может быть для девочек в дошкольном возрасте, а для мальчиков – в 7-12лет;
травмирующие последствия разрыва контакта ребёнка с одним из биологических родителей (для обеих или одной из сторон));
склонность ребёнка к побегам из дома;
Слайд 3
Одинокая мама видит свою родительскую задачу в том, чтобы максимально
дать своему ребенку то, что есть в других семьях, выполнить
все желания ребенка.
В процессе взросления такие дети могут превратиться в эгоистов и тиранов. Не приученные ни в чем отказывать себе, они могут начать неприязненно относиться к своим родителям, категорично требуя выполнения всех желаний. При отказе такие дети чувствуют себя несчастными, обделенными, им начинает казаться, что их мало любят.
Лучше если она будет знакомить ребенка с духовными, непреходящими ценностями, будет созидать, а не покупать его любовь.
Слайд 4
опасность появления у детей ранних отношений с противоположным полом, раннего
родительства, проблем в сексуальной жизни,
ранних разводов, собственного внебрачного родительства;
дети могут быть склоны к асоциальному поведению (вплоть до заключений), как и отцы, исключенные из семьи;
вероятны проблемы во взаимопонимании ребёнка с оставшимся родителем;
дети могут рано бросить (закончить) школу, получить более низкое образование, испытывать в будущем проблемы с трудоустройством
Слайд 5
детям часто сложно наладить отношения с другими (могут более болезненно
реагировать на критику, демонстрировать эмоциональные вспышки);
дети могут завышено оценивать
своего родителя, что находится рядом;
дети в разведенных семьях чаще более проблемны, чем те, чей родитель умер;
отсутствует модель межполовых отношений для ребёнка, а также поведенческих стереотипов своего пола и возможно негативное отношение к противоположному;
после развода дети могут относиться агрессивно к обоим родителям;
дети из неполных семей значительно чаще испытывают страх потерять «единственного» родителя.
Слайд 6У детей из неполных семей часто возникает целый набор трудностей
и психологического характера. По мнению И.С.Кона дети, выросшие без отца,
часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы;
мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.
Слайд 7
Именно поэтому сыновьям, выросшим без отцов, труднее дается усвоение мужских
ролей и соответствующего стиля поведения, что приводит к появлению таких
протестных форм поведения, как агрессивность и грубость.
В то же время, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своем положении, знающий и умелый, заботящийся о ребенке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и детям и в то же время способный в нужный момент взять на себя принятие ответственных решений.
Слайд 8Положительные стороны неполных семей
в 50% случаев характер жизни неполных
и конфликтных семей мало чем отличается;
подростки из неполных семей,
в отличие от детей из конфликтных союзов, на 1/3 менее склонны к употреблению алкоголя;
неполная семья не является определяющим фактором для наркозависимости ребёнка (по данным исследований в США из неполных семей детей-наркоманов – около 5,7%, а из конфликтных – около 4,5%; в семье с родным папой и мачехой наркоманов больше, чем в неполной семье с мамой);
если оставшемуся родителю удаётся окружить ребёнка заботой и теплом, то дети из неполных семей являются более спокойными, уравновешенными;
Слайд 9
на успеваемость в школе влияет не «полнота» семьи, а степень
конфликтности в семье, частота ссор между родителями и детьми, уровень
разногласий между родителями;
ребёнок не приобретает негативную модель межполовых отношений;
при верном воспитании в неполной семье ребёнок может приобрести уже на практике не только поведение свойственное своему полу, но и действующую самостоятельность, ответственность за себя и свою семью;
в отличие от «иллюзий о хорошей жизни» конфликтных семей в неполной семье ребёнок не привыкает к лживости существования (дети очень чувствительны к эмоциональному фону в семье и часто знают о «военном положении» между родителями, даже скрытом).
Слайд 10
если оставшийся родитель оценивает образование неполной семьи как стимул к
бóльшим достижениям, то в семье может установиться более высокое финансовое
положение, чем ранее;
в неполной семье психика ребёнка и взрослого может быть избавлена от больших и частых конфликтных ситуаций, вредного влияния и дурных привычек покинувшего родителя, приобретая при этом ощущение большей стабильности;
по результатам американских исследователей, дети из неполных семей от 10 до 14лет ощущают к себе более дружелюбное отношение оставшегося родителя и имеют больше общения с расширенным кругом родственников (дедушки, бабушки, …);
Слайд 11Преодоление проблем неполных семей
привлекать в жизнь ребёнка адекватного авторитетного для
ребёнка человека противоположного пола, прививать половые качества через занятия в
кружках, секциях, свойственных детям этого пола;
родителю иметь запас возможностей расслабления, снятие стресса без участия в этом ребёнка как жертвы, оставляя небольшое время для целительного времяпровождения без ребёнка (воспользовавшись помощью родных, друзей);
отношения с бывшим (или несостоявшимся) супругом следует выяснять без ребёнка;
в момент и после развода (или после смерти родителя) стоит обратить внимание, что это огромный стресс в большей степени, для вашего ребёнка (помочь с ним справиться; постараться сохранить общение ребёнка со вторым родителем, если оно объективно не деструктивно для ребёнка);
Слайд 12
для одиноких пап важно проявлять больше чувствительности к ребёнку, восполнять
эмоциональные потребности ребёнка, выражать терпение и научиться любить ребёнка просто
так (в отличие от природной мужской любви «за что-то»);
одинокая мама должна дополнять своё поведение мужской строгостью, требовательностью, показателем своего положения главенства в семье, но оставляя за собой и материнские качества;
не стоит пренебрегать и отказываться от помощи окружающих;
контролируйте количество времени, необходимое для общения с ребёнком и постарайтесь увеличить его в случае необходимости (рассмотрите альтернативные варианты работы, например, на дому);
особо тщательно анализируйте состояние дел в школе вашего ребёнка, его круг общения, времяпровождение, плохие привычки (в разведенных семьях подростки чаще советуются со своими друзьями, чем с родителями);
Слайд 13
изучите законодательные возможности материальной помощи от государства, обратите внимание на
центры, школы, сады с группой продленного дня, с полным рабочим
днём;
организуйте время от времени веселье и отдых с ребёнком, включая развлечения, которые свойственны полу ребёнка;
не позволяйте в детях установки негатива по отношению к браку, к противоположному полу; указывайте на ваш случай как на исключительную ситуацию;
важно не переусердствовать в компенсации ребёнку его положения в неполной семье чересчур большой заботой, любовью, обереганием от проблем; приучайте к самостоятельности, ответственности; не следует путать воспитание самостоятельности в ребёнке с отстранением от его жизни, решений;
в подростковом возрасте ребёнка будьте особо внимательны и подключайте окружающие авторитеты для ребёнка, помощь родных, возможно консультации с психологом и изучение специализированной литературы
Слайд 14Психолого- педагогическое сопровождение неполных семей
Направления деятельности педагога- психолога
Психолого – педагогическое
сопровождение родителей:
РАБОТА С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ РОДИТЕЛЕЙ (ОБИДЫ, СТРАХИ, ЧУВСТВО ВИНЫ,
ГНЕВ И ДР.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ПОЗИЦИИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОТЦУ
Поиск и актуализация внутренних резервов, развитие самодостаточности и ассертивного (уверенного поведения)
Слайд 15
Помощь в рефлексии поведения и родительских чувств к детям;
Рефлексия возрастных
и индивидуальных особенностей детей, поиск эффективных способов взаимодействия с ними;
Рекомендации
по взаимодействию с бывшим супругом и др.
Слайд 16
Работа с ребенком (определение проблем и подержка и помощь и
др.)
Совместная деятельность психолога, родителя и ребенка и др.
Слайд 17Заключение
Ребенок очень многому учится в своей семье. В том числе
и умению преодолевать критические ситуации. От того, как вы сумеете
пережить ситуацию развода, что потеряет и обретет от этого ваша семья, зависит и то, как в своей собственной взрослой жизни дети будут бороться с житейскими сложностями.
Поэтому так важно на примере ваших отношений с бывшим супругом научить их не только ссориться, конфликтовать, но и уметь находить общий язык и взаимоприемлемые решения даже в очень сложных вопросах.
Слайд 18ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка //
Народонаселение. 1998, № 2
Балыгин М.М. Образ жизни семьи и
здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение РФ. 1998, № 3
Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999
Валетас М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп weekly. 2001, № 9-10
Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. // Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М., 1989
Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978
Город. Реформы. Жизнь. Москва в цифрах. 1992-1995. М., 1995
Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, №11.
Слайд 19
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000
Захаров
С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические
исследования. 1997, №7
Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997
Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001
Слайд 20
Кон И.С. Отец // Неделя. 1979, №11
Королева С.А. Психологические
особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного
возраста после развода родителей // Психологическая наука и образование 2003, №4
Лакосина Н.Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной психиатрии. // 6-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. Т.1. М., 1975
Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979
Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Ершова Н.М. (под ред.) Воспитание детей в неполной семье. М., 1980
О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 2000
Смирнова Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999, №6
Слайд 21
Сюллеро Э. Надо вернуть детям отцов! // Литературная газета. 1994,
16 марта
Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей.
М., 1966
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М.,1995
Чем чревато расти без отца // Пробудитесь! 2000, №2
Эйдемиллер Э. Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой психиатрической клинике // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973
Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. М., 2000