Слайд 1Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой психического развития
Елесина
Анна 5 а/лог
Слайд 2 Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа
психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая
сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Слайд 3Общение ребенка с ЗПР
У дошкольников с ЗПР неполноценны все предпосылки,
необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая
активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и ее компоненты.
Это проявляется в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор.
Дети с задержкой психического развития имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.
Слайд 4Основные направления развития начальных навыков общения у детей с ЗПР
Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
Развитие умения входить
в контакт, вести диалог;
Развитие навыков невербального общения;
Развитие навыков взаимодействия детей в группе;
Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.
Слайд 5Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению
«Кто
говорит?»
Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге.
Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.
«Комплименты»
Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
Слайд 6Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
«Вопрос —
ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.
Дети стоят
в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.).
«Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
Слайд 7Игры на развитие навыков невербального общения
«Как говорят части тела»
Цель: учить
невербальными способам общения.
Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:
— как говорят
плечи «Я не знаю»;
— как говорит палец «Иди сюда»;
— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
— как говорит голова «Да» и «Нет»;
— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
«Зоопарк»
Цель: развитие невербальных способов общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
Слайд 8Игры на развитие навыков взаимодействия в группе
«Удержи предмет»
Цель: развивать способность
к согласованности действий с партнером.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются
друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
Слайд 9Игры на телесный контакт
«Возьмемся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать
прикосновения другого человека.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом
расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.
«Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.