Слайд 1Тема: Референдум (плебисцит) как форма непосредственной демократии
Слайд 2План:
1. Общее понятие референдума.
2. Отличие референдума от плебисцита и практика
их проведения в зарубежных странах.
3. Практика проведения референдумов в СССР
и России и их нормативно-правовая основа.
4. Принципы проведения референдума РФ. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РФ.
5. Определение результатов голосования и юридическая сила решения, принятого на референдуме.
Слайд 3Принцип народного суверенитета:
Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического
государства, смысл которого в том, что народ является источником власти
в обществе.
Слайд 4Основные формы непосредственной демократии
Выборы
Референдум
Слайд 5Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различаются
по объекту волеизъявления:
кандидаты, партии - при выборах;
вопросы государственной жизни, по
которым граждане должны выразить свое мнение, - при референдуме
Слайд 6Референдум-
это высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам,
иным вопросам государственной жизни
Слайд 7Отличие референдума от плебисцита:
Специфика решаемых вопросов.
В некоторых странах существуют иные
точки зрения на плебисцит: например, в США нет большой разницы
между плебисцитом и референдумом.
Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще всего ими бывают вопросы о государственной независимости или об изменении статуса территории.
Слайд 8На референдум в международной практике обычно выносятся вопросы:
принятия конституции;
изменения конституции;
вхождения
или выхода из международных союзов, организаций;
о форме правления;
важнейшие законы.
Слайд 9По юридической силе решения бывают:
Обязательные
Решения обязательного референдума имеют высшую
юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении;
Факультативные
Факультативные
референдумы носят характер опроса (совета с народом), и их решения сами по себе не обязательны (носят консультативный характер)
Слайд 10На практике в СССР (России) было проведено
3 референдума, начиная
с 1991 г.:
всесоюзный референдум 17 марта 1991 года по вопросу
сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста Президента РСФСР;
всероссийский референдум 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР;
всероссийский референдум 12 декабря 1993 года по вопросу принятия Конституции РФ.
Слайд 11Общие принципы проведения референдума РФ:
референдум РФ проводится на всей территории
России на основе прямого и равного волеизъявления при тайном голосовании;
правом
участия в референдуме обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы либо признанных судом недееспособными;
контроль за волеизъявлением граждан не допускается, голосование является личным;
вопросы, которые выносятся на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина;
референдум РФ не может проводиться в период военного или чрезвычайного положения на всей территории страны и в течение 3 месяцев после их отмены;
повторный референдум по ранее отклоненным вопросам может быть проведен не ранее года со времени соответствующего референдума;
финансирование референдума осуществляется из средств федерального бюджета.
Слайд 12Вопросы, которые
не могут быть вынесены на референдум:
досрочного прекращения или продолжения
срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, досрочных выборов
данных органов либо об отсрочке подобных выборов;
изменения статуса субъектов РФ;
федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов;
чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
амнистии и помилования.
Слайд 13Инициатива проведения референдума может принадлежать только:
Конституционному собранию в случае,
предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции (вынесение проекта новой Конституции
на референдум);
гражданам РФ (при условии обладания ими избирательным правом, наличия не менее двух миллионов их подписей, но не более 10% от их общего числа на территории одного субъекта РФ или за пределами РФ).
Слайд 14Подготовку и проведение референдума осуществляют:
Центральная избирательная комиссия РФ, действующая
в качестве Центральной комиссии референдума РФ
избирательные комиссии субъектов РФ, действующие
в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума РФ
территориальные (районные, городские и др.) комиссии референдума РФ;
участковые комиссии референдума РФ.
Слайд 15Запрещается проводить агитацию:
органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного
самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
воинским частям,
другим воинским организациям и учреждениям;
благотворительным и религиозным организациям;
членам комиссий по подготовке и проведению референдума.
Слайд 16Формы проведения агитации:
агитация через СМИ;
проведение собраний и встреч с гражданами,
митингов, демонстраций, публичных дебатов, иных мероприятий;
распространение печатных и других материалов;
иные
не запрещенные законом формы;
агитация прекращается за 24 часа до начала суток, в течение которых проводится референдум.
Слайд 17Определение результатов референдума
происходит следующим образом:
осуществляется подсчет голосов
последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в
целом;
референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более 50% зарегистрированных избирателей;
решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовали более 50% избирателей, принявших участие в референдуме.
Слайд 18 Решение, принятое на референдуме, вступает в силу немедленно
после его опубликования Центризбиркомом. По своей юридической силе данное решение
является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено только путем проведения нового референдума