Слайд 1РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Слайд 2Цель урока:
знакомство с семьей как частицей рода, в которой сливаются
мысли, традиции и культура русского народа.
Слайд 3Задачи:
Способствовать формированию положительного отношения к семье, к дому;
расширить представления детей
о семье, добре, любви к ближнему;
способствовать воспитанию у детей чувства
гордости за свою семью;
совершенствовать умения доказывать, обобщать, делать выводы;
развивать эмоциональную сферу ребенка.
Слайд 4Оборудование:
Мультимедиа проектор;
Раздаточный материал;
Рабочая тетрадь.
Слайд 5Основные термины и понятия:
Род,
семья,
родословная,
традиции,
нравственность.
Слайд 6Виды деятельности:
Беседа,
устный творческий рассказ на тему,
работа в
группах,
подготовка творческой беседы с членами семьи.
Слайд 7Оборудование:
Мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
раздаточный материал.
Слайд 8В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский
дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь вы
выходите из семьи.
Пусть все к лучшему преобразуется,
В наших душах, на нашей земле!
Человек – он в семье формируется,
Идет подготовка к жизни в семье.
Слайд 9Семья
Продолжите определение:
СЕМЬЯ – это союз родственников, живущих вместе, связанных
общим бытом и основанный на …
Слайд 10Пословицы о семье:
Согласную семью
когда в семье лад
Семья в куче
и горе не берет
На что клад не страшна и туча
Слайд 11Пословицы о семье:
Согласную семью и горе не берет
Семья в куче
– не страшна и туча
На что клад, когда в
семье лад
Слайд 12 Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и
шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот
один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? – спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Слайд 13Обсудим эту сказку:
Почему погиб Лепесток?
- А как мы можем применить
эту сказку к жизни человека?
Слайд 14Вывод:
В семье точно так же все связаны друг с другом,
и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве
с родственниками человек счастлив по–настоящему.
Слайд 15Физкультминутка.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте
рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А
теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
Слайд 16Прочитайте и объясните:
1 – 3 абзацы на стр. 37
Задание для
1 группы: найдите новые слова и объясните их.
Задание для 2
группы: в одном предложении выразите главную мысль.
Задание для 3 группы: назовите роль семьи в жизни людей.
Слайд 17 Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями
и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
Слайд 18В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На
другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым
днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
Слайд 19Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр?
Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь
человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Слайд 20
семейные заповеди:
Уважайте мнение всех членов семьи;
Старайтесь понять каждого и если
надо простить;
Никогда не смейтесь над кем-то;
Уважайте родственников;
Почитайте родителей.
Слайд 21Работа в группах
Укажи последовательность родственных связей в семье:
Сын мать
бабушка прабабушка
правнук внук
Слайд 22РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО
На стр. 38 родословная поэта А.С. Пушкина. Посмотрите какая
она длинная. А каким получится ваше родословное древо?
Дома с помощью
родителей можете нарисовать его. Легче начать с вас.
Я (ФИ)
папа
(ФИО)
мама (ФИО)
мамина мама
(ФИО)
брат или сестра (ФИ)
мамин папа
(ФИО)
папина мама
(ФИО)
брат папы
(ФИО)
сестра мамы
(ФИО)
папин папа
(ФИО)
брат папиного папы
(ФИО)
Запомните: каждое поколение изображается на одной линии
Слайд 24Домашнее задание:
- Найдите в истории, литературе или в жизни своей
семьи пример семейных отношений.
- Составить генеалогическое древо своей семьи.
Слайд 25Не забывайте говорить своим родителям, что вы их любите и
благодарны за воспитание.
Мира, уюта, согласия и понимания вашим семьям!
Слайд 26Авторы:
Андропова Т.В. МОУ СОШ №1 г. Сковородино
Батаева С.И. МОУ Береговая
СОШ
Горошко Л.С. МБОУ Косицинская СОШ
Казанцева Л.В. МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей
Павлович
Попова С.Г. МОУ СОШ №2 г. Сковородино