Слайд 1Роль экономики
в жизни общества
Презентация по обществознанию
для учащихся 11
класса
профильный уровень
подготовлена учителем
МБОУ СОШ № 37 города Костромы
Лобовой
Светланой Анатольевной
Слайд 2План
1. Экономика как подсистема общества.
2. Экономика и уровень жизни.
3. Экономика
и социальная структура общества.
4. Экономика и политика.
5. Экономика и культура.
Слайд 3Термин «экономика» впервые употребил древнегреческий философ Ксенофонт (430-354/355 до н.
э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не
к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы. Само слово «экономика» произошло от греческих слов «дом», «хозяйство» и «номос» - закон.
Слайд 4Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель
(384-322 до н. э.). В своих экономических рассуждениях он выходил
далеко за рамки домоводства.
Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли Античности.
Слайд 5Экономическая жизнь общества
- Скажите, что происходит в процессе производства.
- Могут
ли потребление и распределение людьми товаров и услуг существенно влиять
на производство? Приведите примеры, подтверждающие ваши размышления.
- Как вы относитесь к уравнительному принципу распределения? Объясните свое мнение.
- Как вы думаете, почему важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми?
- Как связаны между собой развитие общества и развитие его
экономической жизни?
Слайд 6Сделаем промежуточный вывод
Развитие общества и развитие его экономической жизни
тесно взаимосвязаны.
Они соотносятся между собой как целое
и его часть, осуществляя взаимное
влияние друг на друга.
Предположите, почему экономическая жизнь оказывает влияние
на общество, и наоборот.
Слайд 7Большую роль в регулировании экономических отношений
играют экономические институты.
Экономические институты
- нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую
деятельность ее участники.
Они включают:
• формальные правила - кодексы, законы, подзаконные акты
и т. д.;
• неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы поведения субъектов экономики.
Слайд 8Групповая работа
Разбившись на 4 группы, обсудите и назовите основные направления
развития экономической сферы жизни современного
общества на рубеже двух веков. Оцените
в целом эти перемены.
Слайд 9Задание для групповой работы
проведите исследовательскую работу по анализу роли и
места
экономики в жизни общества.
Первая группа исследует вопрос «Экономика и уровень
жизни».
Используется материал пункта 2 § 3 и дополнительный материал.
Вторая группа исследует вопрос «Экономика и социальная
структура общества». Используется материал пункта 3 § 3.
Третья группа исследует вопрос «Экономика и политика». Используется материал пункта 4 § 3.
Четвертая группа исследует вопрос «Экономика и культура».
Используется материал пункта 5 § 3.
Слайд 10Проблема взаимодействия экономики
и уровня жизни
Слайд 11Исследование и анализ взаимосвязи экономики и социальной структуры общества
Выводы:
1. Социальное
расслоение общества, которое напрямую связано с экономическим развитием, обостряет противоречия
интересов различных социальных групп.
2. Рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва.
3. Социальная политика Российского государства на современном этапе предполагает:
• поддержку малоимущих граждан;
• регулирование трудовых отношений;
• содействие в трудоустройстве незанятого населения;
• свободу выбора профессии;
• обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке
кадров;
• обеспечение свободы предпринимательства.
4. Согласование интересов различных участников экономической
жизни общества остается актуальным, поэтому экономическая
и социальная сферы должны взаимно поддерживать друг друга
Слайд 12исследование и анализ взаимосвязи экономики и политики
Слайд 13исследование и анализ
взаимосвязи экономики и культуры
Слайд 14Закрепление изученного
Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах,
отмечал, что «цель
государства - это совместное продвижение
к высокому качеству жизни». Разделяете ли
вы эту точку зрения?
Ответ обоснуйте.
Конфуций говорил: «Когда государство управляется согласно
с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести».
Определите свое отношение к высказыванию и приведите примеры
из истории или современной жизни в подтверждение этих слов
Слайд 15Перед вами модели соотношения государства
и экономики:
Какая схема в большей мере
отражает соотношение государства
и экономической сферы? Почему?
Слайд 16Домашнее задание
1)Выучите § 3.
2) Выполните задание № 3 из
рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте».
3)Поработайте с источником.
Слайд 17https://rileybrad.files.wordpress.com/2013/06/aggies-xenophon.jpg
http://zdorovi.com/upload/user_files/images/kurtki/untitled%20folder1/284_deduktivnoe-i-induktivnoe-umozaklyucheniya-4.jpg
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.
- М.: ВАКО, 2009