Слайд 2Какой же русский не любит быстрой езды?! Какой же русский
не почитает Илью Пророка и не мечтает вознестись на небо
на «огненной колеснице», на русской тройке…
Слайд 3Тайна появления
Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале
XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской
курьерской службой. Однако,
учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой «настаивалась» веками прежде, чем поступить в «массовое производство», эта дата вызывает некоторые сомнения.
Слайд 4Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных
«лошадиных» культов, посвященных Илье Пророку, которые
испокон веков практиковались в некоторых
местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коей огненных», что вознесли Илию на небо. Разбиться во время «вознесения» считалась проявлением Благодати: говорили, «Илья на небо унес».
Слайд 5Уникальность
Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным
аллюром. Коренник —
центровая лошадь — скакал рысью, а более
легкие пристяжные лошади неслись галопом, изогнув головы в сторону. Такая комбинация «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость.
Слайд 6Скорость
Тройка способна
была развивать
скорость до 60 км
в час.
Ни одна
упряжь в мире не
могла достигнуть такого результата.
Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец ответил царице: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу». Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.
Слайд 7Порода лошадей
Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой
породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в
тройку орловских рысаков.
Слайд 8Применение
Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В
конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров.
Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.
Слайд 9Украшение
Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали
позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые
сопровождали вознесение Илии Пророка.
Слайд 10Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это
было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые
защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.
Слайд 11«Ямская гармонь»
Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку
звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе
этот «музыкальный набор» называли «ямкой гармонью». Почти каждая тройка имела уникальное звучание.
Слайд 12Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на
«громкой» тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами
заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.