Слайд 1Рыночные отношения в экономике
Обществознание, 11 класс, базовый уровень.
Учитель высшей
квалификационной категории МОУ СОШ № 15 Г.И. Непершина
Слайд 4Рынок и его роль в экономической жизни
Рынок – совокупность условий,
благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт
друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
Слайд 5Спрос
Это желание купить конкретный товар или услугу по конкретной
цене в определённый период времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.
Слайд 7изменения в денежных доходах населения (рост доходов увеличивает спрос на
разные виды товаров (высококачественные продукты питания, мебель, бытовую технику) при
всех возможных ценах на них;
изменения в структуре населения (старение населения, рост количества пенсионеров увеличивает спрос на диетическое питание, лекарства, медицинское обслуживание);
изменения цен на другие товары, особенно на товары-заменители (рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин);
экономическая политика правительства (денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения);
изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. (увеличение спроса на спортивную обувь в 80-е гг. связано с тем, в среде молодежи она перешла в разряд повседневной).
Слайд 8Закон спроса не действует:
при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен
для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и
др.), являющихся средством тезаврации денег
при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него)
Слайд 9
График спроса
P 1 и P 2 - цена
Q
1 и Q 2- величина спроса
S - предложение
С
ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие.
Слайд 10изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов,
налоговой политики, стоимости факторов производства.
выход на рынок новых предприятий
увеличит предложение вне зависимости от цен;
изменение цен на другие товары , приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);
природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику , влияют на сокращение предложения.
Слайд 11Структура рынка
По объектам и субъектам
Слайд 12Структура рынка
По географическому положению (местный рынок, региональный, российский и пр.)
По
степени ограниченности конкуренции (свободный или монополистический)
По соответствию законодательству (легальный, нелегальный)
Слайд 14Фондовый рынок
(ценных бумаг)
И Н В Е С Т
И Ц И И
П Е Р Е Д Е Л
С О Б С Т В Е Н Н О С Т И
ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
Слайд 15Конкуренция – противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за
возможность увеличения прибыли.
Слайд 16Конкуренция – живительная сила экономики
Рациональное использование ограниченных ресурсов
Снижение издержек производства
и реализации товаров и услуг
Повышение эффективности производства
Улучшение потребительских
свойств товаров.
Слайд 17Слово "монополия" является результатом сложения двух греческих слов: monoz ("один")
и pwlew ("продаю") = и буквально означает "один продавец". Но
в разговорной речи монополией часто называют исключительное право на что-либо.
Слайд 18Маркетинг
Деятельность, направленная на изучение спроса и предложения товаров и услуг
на рынке (сбор, обработка и
распространение
экономической
информации) с целью
продвижения товаров
и услуг к покупателю.
Слайд 19Современный рынок
Значительно отличается от рынка свободной конкуренции и рынка начала
XXв.
"Смешанная экономика" существует в развитых странах.
В ней действуют:
Невидимый рыночный механизм.
Государственное регулирование.
Слайд 20Современный рынок
Для каждой исторической ситуации необходим поиск оптимального сочетания рыночного
и государственного механизмов регулирования экономикой.
Рыночная экономика- это отработанный механизм,
который координирует деятельность товаропроизводителей и потребителей, она развивается вместе с обществом.
Организованный (контрактный) рынок – фирмы, действующие на рынке ограничивают стихию рынка, ориентируют производство на известстных им потребителей по предварительной договорённости.
Слайд 21Домашнее задание.
Прочтите документ на стр. 40 – 41, проанализируйте его
и ответьте на вопрос 7 на стр. 41 учебника.
Практическая работа
с документом.
§ 3, задания 1 – 4, стр.42.