Разделы презентаций


Социальный контроль и отклоняющееся поведение 9 класс

Содержание

Социальный контроль –система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей;обеспечивает следование социальным нормам.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Социальный контроль
и
отклоняющееся поведение

Социальный контроль иотклоняющееся поведение

Слайд 2Социальный контроль –

система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов

поведения и функционирования социальной системы в целом.

Социальный контроль:
осуществляется посредством

нормативного регулирования поведения людей;
обеспечивает следование социальным нормам.

Социальный контроль –система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.

Слайд 3Сред­ства со­ци­аль­но­го кон­тро­ля: 

Со­ци­а­ли­за­ция - обес­пе­чи­вает вос­при­я­тие, усво­е­ние и вы­пол­не­ние ин­ди­ви­дом

при­ня­тых в об­ще­стве со­ци­аль­ных норм.

Вос­пи­та­ние – си­сте­ма­ти­че­ское воз­дей­ствие на со­ци­аль­ное

раз­ви­тие лич­но­сти в целях фор­ми­ро­ва­ния при­выч­ки со­блю­дать гос­под­ству­ю­щие в об­ще­стве нормы.

Груп­по­вое дав­ле­ние - свой­ствен­но любой со­ци­аль­ной груп­пе и вы­ра­жа­ет­ся в том, что каж­дый ин­ди­вид, вхо­дя­щий в груп­пу, дол­жен вы­пол­нять опре­де­лен­ный набор ис­хо­дя­щих от груп­пы тре­бо­ва­ний и пред­пи­са­ний.

При­нуж­де­ние – при­ме­не­ние опре­де­лен­ных санк­ций, по­нуж­да­ю­щих ин­ди­ви­дов и их груп­пы вы­пол­нять пред­пи­сы­ва­е­мые об­ще­ством нормы и пра­ви­ла по­ве­де­ния.
Сред­ства со­ци­аль­но­го кон­тро­ля: Со­ци­а­ли­за­ция - обес­пе­чи­вает вос­при­я­тие, усво­е­ние и вы­пол­не­ние ин­ди­ви­дом при­ня­тых в об­ще­стве со­ци­аль­ных норм.Вос­пи­та­ние – си­сте­ма­ти­че­ское

Слайд 4
Ме­то­ды со­ци­аль­но­го кон­тро­ля:

Изо­ля­ция - от­лу­че­ние от дру­гих людей (на­при­мер, за­клю­че­ние

в тюрь­му).

Обособ­ле­ние – огра­ни­че­ние кон­так­тов с дру­ги­ми лю­дь­ми, но не

пол­ная изо­ля­ция от об­ще­ства (на­при­мер, под­пис­ка о не­вы­ез­де, до­маш­ний арест, по­ме­ще­ние в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу).

Ре­а­би­ли­та­ция - под­го­тов­ка к нор­маль­ной жизни (на­при­мер, в груп­пах ано­ним­ных ал­ко­го­ли­ков).
Ме­то­ды со­ци­аль­но­го кон­тро­ля:Изо­ля­ция - от­лу­че­ние от дру­гих людей (на­при­мер, за­клю­че­ние в тюрь­му).Обособ­ле­ние – огра­ни­че­ние кон­так­тов с дру­ги­ми

Слайд 5

Не­фор­маль­ный

со­ци­аль­ное по­ощ­ре­ние,
на­ка­за­ние, убеж­де­ние,
пе­ре­оцен­ка су­ще­ству­ю­щих норм
Фор­маль­ный

осу­ществ­ля­ет­ся

спе­ци­аль­но
со­здан­ны­ми об­ще­ством
со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми и
ор­га­ни­за­ци­я­ми (ми­ли­ция,
про­ку­ра­ту­ра, суд,

тюрь­ма).

Со­ци­аль­ный кон­троль

Не­фор­маль­ныйсо­ци­аль­ное по­ощ­ре­ние, на­ка­за­ние, убеж­де­ние,пе­ре­оцен­ка су­ще­ству­ю­щих норм   Фор­маль­ныйосу­ществ­ля­ет­ся спе­ци­аль­но со­здан­ны­ми об­ще­ством со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми и ор­га­ни­за­ци­я­ми (ми­ли­ция,

Слайд 6Способы осуществления социального контроля:
 
внутренний социальный контроль
(усвоение ценностей, сознательное или

бессознательное следование им)

внешний социальный контроль
(группа через механизм санкций оценивает

поведение индивида)
Способы осуществления социального контроля: внутренний социальный контроль (усвоение ценностей, сознательное или бессознательное следование им)внешний социальный контроль (группа через

Слайд 7ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ —
поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его

несоответствием сложившимся ожиданиям и требованиям общества. 
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -
(противоправное, антиобщественное) — совокупность

противоправных поступков, которые влекут за собой уголовное наказание.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям и требованиям общества. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -

Слайд 8Признаки девиантного поведения:
1. не соответствует общепринятым или официально установленным социальным

нормам;
2. вызывают негативную оценку со стороны других людей;
3. наносит реальный

ущерб самой личности или окружающим людям.
4. стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Важно: Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям.

Признаки девиантного поведения:1. не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;2. вызывают негативную оценку со стороны других

Слайд 9Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, новаторство, героизм,

самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др.
Отклоняющееся поведение

Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, новаторство, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др.Отклоняющееся поведение

Слайд 10С точки зрения психологии:
1. социально-психологические девиации:
антидисциплинарное поведение;
асоциальное;
противоправное;
аутоагрессивное.
2. клинико-психопатологические девиации (патологические

и непатологические).
3. личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».
По признаку противоправности:
«ядро»

девиантного поведения (стойкие формы):
преступность,
алкоголизм,
наркомания,
самоубийство;
2. «преддевиантный синдром» — комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения:
аффективный тип поведения;
семейные конфликты;
агрессивный тип поведения;
ранние антисоциальные формы поведения;
отрицательное отношение к учёбе;
низкий уровень интеллекта.
С точки зрения психологии:1. социально-психологические девиации:антидисциплинарное поведение;асоциальное;противоправное;аутоагрессивное.2. клинико-психопатологические девиации (патологические и непатологические).3. личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и

Слайд 11По степени вредности/полезности для общества:
негативные (например, употребление наркотиков),
позитивные (например, социальное

творчество),
социально-нейтральные (например, попрошайничество).
 
По виду нарушаемой нормы и негативным последствиям: 1. Деструктивное

поведение
Причиняет вред только самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам.
2. Асоциальное поведение
Причиняет вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение
Представляет собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражается в грабежах, убийствах и других преступлениях.
По степени вредности/полезности для общества:негативные (например, употребление наркотиков),позитивные (например, социальное творчество),социально-нейтральные (например, попрошайничество). По виду нарушаемой нормы и

Слайд 12Девиантное поведение может выражаться в форме:  а) поступка (ударить человека по

лицу);  б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);  в) образа жизни (преступный

образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Девиантное поведение может выражаться в форме:   а) поступка (ударить человека по лицу);   б) деятельности (постоянное

Слайд 13ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ
МАЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОРГАНИ ЗАЦИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРВОНАРУШЕНИЯ,
АМОРАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ
ДЕФОРМАЦИИ,

РАЗДОРЫ, СКАНДАЛЫ
БЮРОКРАТИЗМ, ВОЛОКИТА, КОРРУПЦИЯ

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ  ПОВЕДЕНИЕЛИЧНОСТИМАЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕОРГАНИ ЗАЦИИПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРВОНАРУШЕНИЯ,АМОРАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИДЕФОРМАЦИИ, РАЗДОРЫ, СКАНДАЛЫБЮРОКРАТИЗМ, ВОЛОКИТА, КОРРУПЦИЯ

Слайд 14Биологическая теория учёного Ч. Ломброзо
Итальянский врач-психиатр Ч.

Ломброзо утверждал ,что отклоняющееся поведение связано с вырождением личности, которая

с рождения наделена преступными наклонностями. Прирождённый преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки ( портреты преступников из книги учёного).

Чезаре Ломброзо
(1836-19.10.1909)-итальянский тюремный 
врач-психиатр.

Биологическая  теория   учёного Ч. ЛомброзоИтальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал ,что отклоняющееся поведение связано с

Слайд 15Теория психоанализа З. Фрейда
Австрийский психиатр

З. Фрейд утверждал ,

что отклоняющееся поведение связано с врождённой, присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании, но и в реальности. Причины девиантного поведения преступников часто нужно искать в детстве.

Фрейд, Зигмунд [Freud]
(1856.05.06 – 1939.09.23) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.

Теория психоанализа З. ФрейдаАвстрийский психиатр            З.

Слайд 16Социологическая теория Э. Дюркгейма
Французский учёный

Э.

Дюркгейм был первым из учёных , кто сделал вывод, что отклоняющееся поведение зависит от социальных условий. Во времена кризисов,бурных потрясений в обществе рушатся социальные нормы,люди теряют ориентацию.

Дюркгейм Эмиль
(1858—1917),
выдающийся французский
социолог и антрополог.

Социологическая теория Э. ДюркгеймаФранцузский учёный

Слайд 17Теория аномии

Р.Мертона — главной причиной девиации он считал разрыв между культурными целями

общества и социально одобряемыми средствами их достижения. 

Роберт Кинг Мёртон (Merton)
(1910-2003)
один из самых известных американских социологов двадцатого века.

Теория аномии         Р.Мертона — главной причиной девиации он считал разрыв

Слайд 18По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей

девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не

ставится.
Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения»

Слайд 19Вывод:
Важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение,

санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.
Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов

поведения и функционирования социальной системы в целом.
Способность осуществлять самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами.

Вывод:Важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание

Слайд 20Задание для самостоятельного выполнения:
1. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле

и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 1) В любом об­ще­стве

со­ци­аль­ный кон­троль дер­жит­ся на не­пи­са­ных пра­ви­лах, пе­ре­да­ва­е­мых из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.
2) Со­ци­аль­ный кон­троль слу­жит важ­ным сред­ством пре­дот­вра­ще­ния деви­ант­но­го по­ве­де­ния.
3) Со­ци­аль­ный кон­троль пред­став­ля­ет собой ме­ха­низм под­дер­жа­ния об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка по­сред­ством при­ме­не­ния со­ци­аль­ных санк­ций.
4) Внут­рен­ний са­мо­кон­троль по­мо­га­ет лич­но­сти вы­стра­и­вать от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.
5) Со­ци­аль­ный кон­троль все­гда обес­пе­чи­ва­ет­ся внеш­ним воз­дей­стви­ем на че­ло­ве­ка.
 
 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 1) Со­ци­аль­ный кон­троль бы­ва­ет толь­ко фор­маль­ным, в не­фор­маль­ной среде он не дей­ству­ет.
2) Со­ци­аль­ный кон­троль слу­жит под­дер­жа­нию об­ще­ствен­ной ста­биль­но­сти.
3) Со­ци­а­ли­за­ция — одна из форм со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.
4) Под­держ­ка и по­ощ­ре­ние бли­жай­ше­го окру­же­ния — важ­ный ме­ха­низм со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.
5) Об­ра­зо­ва­тель­ные ор­га­ни­за­ции осу­ществ­ля­ют со­ци­аль­ный кон­троль по от­но­ше­нию к обу­ча­ю­щим­ся и их се­мьям.

Задание для самостоятельного выполнения:1. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1)

Слайд 213. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии и за­пи­ши­те цифры,

под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 1) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние ин­ди­ви­да все­гда свя­за­но с

на­ру­ше­ни­ем нрав­ствен­ных норм.
2) Нерв­но-пси­хи­че­ские за­бо­ле­ва­ния че­ло­ве­ка, за­держ­ка его пси­хи­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся одной из при­чин от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния.
3) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние ин­ди­ви­да может иметь как не­га­тив­ный, так и по­зи­тив­ный ха­рак­тер.
4) Сни­же­ние уров­ня эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не свя­за­но с уве­ли­че­ни­ем числа лиц с от­кло­ня­ю­щим­ся по­ве­де­ни­ем.
5) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние влечёт опре­делённые со­ци­аль­ные санк­ции.
 
 4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 1) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние — это любое по­ве­де­ние, ко­то­рое вы­зы­ва­ет не­одоб­ре­ние об­ще­ства.
2) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние может быть толь­ко не­га­тив­ным.
3) Рас­пад су­ще­ству­ю­щей си­сте­мы со­ци­аль­ных цен­но­стей и норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих жиз­не­де­я­тель­ность людей, вы­зы­ва­ет отклоняющееся по­ве­де­ние.
4) Ос­нов­ны­ми фор­ма­ми отклоняющегося по­ве­де­ния яв­ля­ют­ся: пьян­ство, нар­ко­ма­ния, пре­ступ­ность.
5) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние может быть про­яв­ле­ни­ем не­до­стат­ков со­ци­а­ли­за­ции ин­ди­ви­да.
 

3. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1) От­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние ин­ди­ви­да

Слайд 225. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт

смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную си­ту­а­цию, ил­лю­стри­ру­ю­щую по­зи­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние.
При­ве­ди­те три при­ме­ра

фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, воз­мож­ных в этом слу­чае.

6. Об­ще­ство не может су­ще­ство­вать и раз­ви­вать­ся без со­ци­аль­но­го кон­тро­ля. Ука­жи­те две любые функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, про­ил­лю­стри­ро­вав каждую их них при­ме­ром.

7. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, лич­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную си­ту­а­цию, ил­лю­стри­ру­ю­щую не­га­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра не­фор­маль­ных не­га­тив­ных санк­ций, воз­мож­ных в этом слу­чае.
5. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную си­ту­а­цию, ил­лю­стри­ру­ю­щую по­зи­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика