Слайд 2(«cultura» др. Рим - возделывание земли, воспитание, образование) – это
специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Используется для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни(культуре,политике)
Культура
Слайд 3Субкультура
- часть культуры, присущая определенным социальным группам, или связанные с
определенными видами деятельности (молодежная субкультура).
Например: Язык принимает форму жаргона.
Слайд 4Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы
и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия,
на формирование или распад групп или движений.
Слайд 5Феномен культуры рассматривается:
предметно, рассматривает культуру как статичное образование;
ценностная, уделяет большое
внимание творческому началу;
деятельностная, вводит в динамику культуры;
символическая, утверждает, что культура
состоит из символов;
игровая: культура – игра, где принято играть по своим правилам;
текстовая, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;
коммуникативная, рассматривает культуру как средство передачи информации.
Слайд 6Теоретические подходы в исследовании культуры
Функционализм
(Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)
Каждый элемент
культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры
рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. С этого состояния оценивается функциональность элементов культуры.
Слайд 7Символизм
(Т. Парсонс, К. Гирц)
Элементы культуры - это прежде всего символы,
опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и
т.д.)
Адаптивно-деятельностный подход
(Э. Маркарян)
Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Слайд 8Элементы культуры
Язык - рассматривается как построенная определенным образом знаковая
система. Знаки различают языковые и неязыковые; естественные и искусственные. Язык
рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности: терминальные (ценности цели); инструментальные (ценности средства)
Слайд 9В систему ценностей субъекта входят:
смысложизненные ценности – представления о добре
и зле, счастье, цели и смысле жизни;
универсальные ценности:
витальные (жизнь, здоровье,
личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);
общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
межличностного общения (честность, сострадание и др.);
демократические (свобода слова, суверенитет и др.);
партикулярные ценности (частные):
привязанность к малой родине, семье;
фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.
Слайд 10Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания,
определяющие круг допустимых действий).
Виды норм:
формализованные правила (все, что официально
записано);
правила морали (связаны с представлениями людей);
образцы поведения (мода)
Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.
Слайд 11Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются
интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Структура убеждения: определенные сведения, информацию
о данном явлении, норме поведения, знания.
Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Слайд 12Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и
отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе
и являются неписаными правила поведения.
Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Слайд 13Функции культуры
Коммуникативная - накопление и трансляциея социального опыта (в
том числе межпоколенческого), дает возможность определить культуру как особый способ
наследования социальной информации.
Регулятивная - связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
Интегрирующая - связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Слайд 14Культурные универсалии
- общие черты, свойственные всем культурам
совместный труд
спорт
образование
наличие ритуалов
системы родства
правила взаимодействия полов
язык
Возникновение
этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры.
Слайд 15Виды культур по признакам:
по субъекту (носителю культуры) - на общественную,
национальную, классовую, групповую, личную
по функциональной роли – на общую (например,
в системе общего образования) и специальную (профессиональную)
по характеру – на религиозную и светскую.
Слайд 16по генезису – на народную (создается анонимными творцами. Ее создание
и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни)
и
элитарную (ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию)
по видам – на материальную (включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и др., которые постоянно изменяются и используются людьми)
и духовную (включает духовную деятельность и ее продукты, объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию)
Слайд 17Массовая культура - кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами,
однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не
требует специальной подготовки.
Предпосылки возникновение массовой культуры:
прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)
индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)
прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)
Слайд 18Процессы изменений в культуре
1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в
культуре
стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)
развитие методом проб
и ошибок (сравнение, сопоставление)
планомерное развитие
Слайд 19 2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами.
Заимствование. Оно
бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).
Процессы изменений
в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.
Слайд 20Понятия «духовная жизнь общества» и «культура», соотношение понятий.
Специфика социологического
анализа культуры как социальной системы.
Субъекты культурной деятельности.
Структура и
функционирование социальных институтов культуры и их воздействие на общественное развитие.
Ценности культуры и социализация личности.
Изменение характера и содержание развития духовной культуры под влиянием НТП.
Этнокультура; городская и сельская культура; культура классов и различных социальных групп.
Массовое и элитарное в культуре.
Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социальных общностях, группах, коллективах, семье.
Роль культуры в жизнедеятельности личности.