Слайд 1-
Лекция
Автор доц.Киреева Н.Н.
Способности
Слайд 2Понятие
Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных
свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями,
умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения.
Слайд 3Три признака способностей ( по Б.М.Теплову):
Способности – это индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого.
Только те особенности, которые имеют отношение
к успешности выполнения деятельности.
Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
Слайд 4Определение способностей В.Д.Шадрикова
Способности – свойства функциональных систем , реализующих отдельные
психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и
качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств.
Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность.
Слайд 5
Основанием развития способностей являются задатки.
Задатки - это
некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную
основу формирования и развития способностей.
Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д.
Слайд 6Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных способностей.
«Одной из важнейших
особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств
другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов)
Слайд 7Способности существуют в постоянном процессе развития
Уровни развития способностей:
Одаренность – своеобразное
сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью.
Талант
– высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.)
Гениальность – высший уровень развития способностей.
Слайд 9
Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах
деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие
способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью.
Специальные способности, определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.
Слайд 10 Формула способностей
Объективная
Способность - продуктивность/«цена»
Субъективная
Способность – успешность/трудность
Слайд 11Неспособных людей нет!
Есть люди активные и пассивные
Есть люди трудолюбивые и
ленивые
Всё можно и нужно развивать!
Слайд 14Интеллект (Векслер) – это общая способность человека
Рационально мыслить
Целесообразно действовать
Эффективно
функционировать в социальной среде
Слайд 15
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ IQ
Уровень интеллекта
Процент проявления
130 и
выше Очень высокий интеллект 2.2
120-129 Высокий интеллект 6.7
110-119 «Отличная норма» 16.1
90-109 Уровень большинства лиц 50.0
80-89 Сниженная норма 16.1
70-79 Пограничный класс 6.7
69 и ниже Умственный дефект 2.2
Слайд 16 Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 4
характеристики креативности :
беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу
времени
гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую
оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.
способность к разработке гипотезы
Слайд 18Примеры заданий.
1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и
последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
4. (Квадрат 6).
Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
Методика "Интеллектуальная лабильность"
Слайд 24ЛИТЕРАТУРА:
1.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. —
М., 1971.
2.М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическаяпсихология.–М.,1997
3.Общая психология
под ред. В.В.Богославского, А.Г. Ковалева,
А.А.Степанова.-М.,1981
4.Психология. Словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1990
5.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.,200.
6.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.
8. Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.