Слайд 1Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Суеверия
Слайд 2Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
С давних пор люди верят в
приметы: смотрятся в зеркало перед выходом, закалывают булавку с внутренней стороны одежды. Но не знают, как возникли эти суеверия. А ведь на самом деле, приметы – это пережиток мифологического сознания древних людей, которые не могли понять истинных причин происходящего, и считали, что любую войну, неурожай, стихийное бедствие или даже простую ссору предвосхищает некое пустяковое событие. Так возникли приметы погоды, которые предупреждали народ о дожде, засухе или холодной зиме. Что немаловажно, этим приметам выделяется особое место в современной метеорологии – к ним прислушиваются даже ученые. Так же приметы и суеверия создавались народом, чтобы предотвратить грядущие бедствия, смягчить действие нечистых сил. Не случайны в этом отношении свадебные приметы, направленные на то, чтобы отогнать от новобрачных злого духа; также и ритуалы, выполняемые перед посевом урожая, перед заселением в новый
дом и т.д.
Народные приметы
и суеверия
Слайд 3Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО
Слайд 4Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Если разбилось зеркало, то быть несчастью.
Корни этого предрассудка нелепы.
Первые зеркала стали делать в 15 веке в Венеции, и, естественно, тогда они были очень дорогими. Для того чтобы заставить прислугу обходится бережно с дорогим предметом, хозяева и придумали эту примету.
Слайд 5Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
«Чёрная кошка перебежит дорогу...»
Слайд 6Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Черная кошка дорогу перебежит -
не видать удачи в этот день. Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный.
Черная кошка - один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т.д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе. Соответственно считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу.
Существуют и другие приемы-обереги, хотя надо честно признать, что бедное животное страдает ни за что ни про что - только из-за цвета шерсти.
Слайд 7Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
«Постучи по дереву»
Слайд 8Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Эту фразу мы произносим, когда в нашей
жизни происходит что-то важное и нам нужна удача. Вера в магическую силу деревьев родилась у древних египтян, которые первыми стали носить на шее деревянные амулеты, якобы оберегающие их от несчастья. Это было связано с тем, что разные породы деревьев обладают особыми энергетическими свойствами.
Потом наши предки «поселили» богов в деревья. И это означало, что, прикоснувшись к дереву, можно было прикоснуться к обитателям Олимпа. Но 2000 лет назад суть этой приметы изменилась: на деревянном кресте распяли Христа, и, значит, дотронуться до дерева стало равнозначным прикоснуться к Спасителю.
Слайд 9Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Число 13 во всем мире считается несчастливым. Во Франции,
если в фирме появляется 13-й работник, хозяин нанимает еще одного. Этот обычай получил название «профессии 14-го гостя». В США в некоторых отелях нет 13-го этажа, а те квартиры, которые имеют этот номер, сдаются за полцены.
Сочетание этой цифры с пятницей вообще грозит серьезными потрясениями. Английский ученый, доктор Скэнлон из британского министерства здравоохранения, пишет в солидном журнале «Бритиш Мэдикэл Джорнал»: «Пятницу, приходящуюся на 13-е число, действительно нельзя считать обычным днем. Установлено, что в этот день в Лондоне в больницы поступает на 50 процентов больше пациентов, чем в среднем за неделю. Известно также - и это подтверждает полицейская статистика: в пятницу 13-го многие предпочитают не пользоваться автомобилем. Может быть, это чистая случайность или статистический фокус. Но, скорее всего, дело тут не в магическом числе, а в самих людях, которые сами настраивают себя на беспокойство, что выражается в критических ситуациях и неприятностях».
Чертова дюжина
Слайд 10Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Откуда же пошел этот страх перед числом 13? Согласно
скандинавской версии, которая появилась еще до становления христианства, двенадцать счастливых богов тихо-мирно трапезничали во дворце бога Одина, когда вдруг появился 13-й - некто Локи. Он-то и затеял ссору, перешедшую в потасовку, в результате которой погиб всеми любимый бог Бальдр. А согласно христианской версии вера в фатальность этой цифры объясняется Тайной вечерей - последней трапезой Иисуса с 12 апостолами: в обществе 13 человек кому-то суждено умереть.
Слайд 11Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Правая рука - счастливая
Слайд 12Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Плюют через левое плечо, чтобы не сглазить, потому что
именно за левым плечом нас якобы караулит невидимый усмехающийся дьявол. А ангел-хранитель стоит за человеком с правой стороны.
Отсюда родились и «правила»: никому ничего не давай левой рукой - к нездоровью, а если чешется левая ладонь - к убытку, а правая - к прибыли.
Слайд 13Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Рассыпать соль
Слайд 14Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Этот проступок считали серьезным несчастьем по очень
простой причине. До появления холодильников для того, чтобы уберечь сырые продукты от порчи, их засаливали. Стало быть, рассыпать соль означало, что ты не просолишь свои продовольственные запасы, окажешься без еды и умрешь.
Слайд 15Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
ПОЧЕМУ НОСЯТ КОЛЬЦА
Слайд 16Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
В давние времена кольцо на
пальце служило талисманом и меняло свое предназначение и силу при сочетании с камнем различного цвета и формы. На нем рисовали магические рисунки и знаки. Считалось, что кольца населены духами. Поэтому погребальный обряд у многих народов предписывал снимать с умершего все кольца, чтобы они не помешали его душе покинуть тело. В средние века в Европе особенно ценились кольца из ослиного копыта или из костей страуса, защищающие от эпилепсии, ячменя, золотухи.
Слайд 17Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Сегодня мы сохранили лишь одно их свойство –
участие
в свадебных обрядах.
Этой «выдумкой» мы обязаны древним римлянам, обнаружившим,
что замкнутый круг является великолепным символом вечной любви.
А греки первыми стали носить обручальное кольцо на безымянном пальце.
Правильность их выбора подтвердилась учеными:
вена из этого пальца - «vena amoris» - ведет прямо к сердцу.
Слайд 18Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Чтоб собака не сбежала
Слайд 19Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Чтоб собака не сбежала, надо вырвать у нее
из шеи клок шерсти. - Поверье основано на принципе собственности и переноса части на целое. Раз хозяин владеет клоком шерсти, то символически - и всей собакой. Реально же это объясняется и тем, что родной запах снова привлечет сбежавшего пса.
Слайд 20Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Подобное же отношение зафиксировано практически ко всему черному.
Идет это от дохристианских времен, атмосфера которых талантливо передана А.Н. Островским в “Снегурочке”: народ-солнцепоклонник не расположен был считать добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, символами чего являются темнота и черный цвет.
Слайд 21Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Кот лапкой морду умывает -
гостей намывает
Слайд 22Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Связь между котом и гостями скорее обратная:
после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Но со временем в памяти осталось основное наблюдение: пир с гостями - умывающийся кот. Если учесть, что в деревне в гости принято ходить не в будние дни (занятые трудом), а в праздники, то примета станет еще более ясной: в праздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье - только успевай умываться.
Слайд 23Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
За подаренного кота
Слайд 24Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
За подаренного кота обязательно надо дать
выкуп, а то либо погибнет, либо убежит.
Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная: в старину всякое дело начиналось с жертвы - с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть вина выплескивали на землю. Видимо, в этом отразились вековые наблюдения: человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. “Выкуп” в наше время чаще всего дают за носовой платок, что является отзвуком все того же народного установления: ничего, даже малейшего пустяка, не бери даром.
Слайд 25Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Муравьи завелись в доме
Слайд 26Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Муравьи завелись в доме - к
добру.
В наше время, несмотря на эту примету, с муравьями борются, пытаясь извести их всеми силами (что не всегда удается). Поверье построено на том, что муравьи - семейные насекомые: они тоже имеют свой дом, свою иерархию, разделение труда - есть разведчики, охотники, нянечки, “дворники” и т.д. Не последнюю роль для формирования поверья имело число муравьев: поскольку их всегда много, то и добра должно быть много. Немаловажным было и соображение, что в доме, где нечем поживиться, и муравьи не водятся. Возможно, муравьям отводилась также роль безвредных чистильщиков: малейшую крошку обнаружат и подберут.
Слайд 27Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Лошадь спотыкается -
удачи не жди
Слайд 28Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
Лошадь - один из наиболее давних
спутников человека, и потому за века совместного проживания человек наделил лошадь огромным числом способностей, которые ей не всегда и присущи. При этом несомненно, что лошадь - умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, даже если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь - символ беды: значит, что-то не так либо с ней самой, либо вокруг. В мистическом плане спотыкающаяся лошадь ассоциировалась (в отличие от лошади резвой, скачущей) с тем светом. Это пошло с давних времен, когда гроб с телом покойного на кладбище везли именно на лошади. Спотыкаясь, понуро возвращался конь и с поля боя, везя на себе убитого седока. И, наконец (переходя вновь от мистики к быту), спотыкающаяся лошадь может быть больной, что, естественно, предвещает неудачу в крестьянском хозяйстве.
Слайд 29Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,
Рига, 2008
А ВЫ, СУЕВЕРНЫ?