Слайд 1Устное народное творчество
Серия «Развивающие и исследовательские технологии».
© Г.С. Меркин
2009 год
Слайд 2Пословицы и поговорки
Цель:
Выяснить различия между пословицами и поговорками.
Развивать представления о
малых жанрах фольклора.
Учить содержательной и краткой форме изложения.
Слайд 3Пословицы и поговорки
Задачи:
Привитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
Развитие творческих способностей.
Формирование
чувства патриотизма и уважения к культурному наследию страны.
Формирование инициативного интереса
к чтению.
Слайд 4Определение термина
Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но
не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых ходячих выражениях.
В.И. Даль.
Толковый словарь
Поговорка – образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла.
Краткая литературная энциклопедия
Слайд 5Выявим различия
Из приведенных выше определений выпишите ключевые слова, которые, на
ваш взгляд, наиболее точно характеризуют пословицу и поговорку.
Пословица - ____
Поговорка - ___
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
________________ ________________
Слайд 6Выявляя смысл явлений
В самих пословицах достаточно точно выявляются смысл
и значение пословиц и поговорок.
Прочитайте эти пословицы и попытайтесь найти
ключевые слова, которые помогут вам сформулировать общие признаки, характерные для пословиц и поговорок.
Слайд 7Дойти до сути
Как характеризуют человека следующие поговорки? Объясните значение каждой
из них. Подберите прилагательные, заменяющие их.
1. В рубашке родился ___________________.
2.
Семи пядей во лбу ___________________.
Слайд 9Взгляд поэта
Поэт Сергей Сергеевич Наровчатов писал, что пословицы и поговорки
«скорее слуги, а не хозяева в нашей жизни, а следовательно,
и в творчестве народа». Эту мысль выскажете по-своему.
Слайд 10Творческая работа
Попытайтесь в рисунке передать смысл поговорки
«Семь пятниц на неделе».
Слайд 11Творческая работа
Попытайтесь в рисунке передать смысл поговорки
«Положить зубы на полку».
Слайд 12Игра «Собери пословицу».
Собери части пословицы так, чтобы можно было правильно
прочитать и объяснить каждую пословицу
Слайд 13Литературные игры
Рассмотрите рисунок – он подскажет тему.
Теперь разгадайте ребус и
назовите пословицу.
Слайд 14Литературные игры
Рассмотрите рисунок – он подскажет тему.
Теперь разгадайте ребус
и назовите пословицу.
Слайд 15Литературные игры
Рассмотрите рисунок – он подскажет тему.
Теперь разгадайте ребус
и назовите поговорку.
Слайд 16Дойти до сути
Выявите различия между пословицами и поговорками. Сделать это
вам поможет следующая пословица: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Слайд 17Повторение и обобщение
Кем создаются пословицы и поговорки? Продолжите вывод самостоятельно.
Пословицы
и поговорки создаются творчеством народа, а также входят в речь
__________________
_______________________________
_______________________________
Слайд 18Кроссворд «Пословицы и поговорки».
Выпишите вместо пропусков нужные слова:
Слайд 19По горизонтали: 5.__________ собраться – только подпоясаться. 6. Авось да
как-нибудь до добра не ___________. 10. В тихом омуте ________
водятся. 11. Доброе ________ и кошке приятно. 12. Мужик умирать ________, а земельку паши. 15. Пар ________ не ломит. 18. В чужом глазу сучок видим, а в своём ________ не замечаем. 19. Слово - _________, молчание – золото. 20. Гость на порог - ___________ в дом. 21. __________ приходит во время еды. 25. На Бога _________, а сам не плошай. 26. Бог не выдаст - _________ не съест. 27. А __________ просто открывался. 31. Как _________ ни вейся, а концу быть. 33. В дождь коси, в _________ греби. 34. _______ место пусто не бывает. 35. Дарёному коню в зубы не _________. 36. Дела идут, ___________ пишет.
Слайд 20По вертикали: 1. Береги платье снову, а честь ____________. 2.
Артельный ((общий) ________ гуще кипит. 3. Где тонко, там и
_________. 4. Копейка _______ бережёт. 7. Два медведя в одной ________ не живут (не уживутся). 8. Бережёного Бог ___________. 9. ________ выделки не стоит. 13. Не было бы счастья, да __________ помогло. 14. Свои собаки грызутся – чужая не _________. 16. Всем сестрам по __________. 17. Не давши слова, ___________, а давши – держись. 22. Язык до Киева ________. 23. Гора с горой не сходится, а __________ с человеком сойдётся. 24. Лучше один раз _________, чем сто раз услышать. 28. Один с сошкой, а ________ с ложкой. 29. Вместе тесно, а врозь _________. 30. Делу ________, а потехе час. 32. С сыном бранись – за печку держись, с зятем бранись – за ______ держись.
Слайд 21Самостоятельная творческая работа
Объединитесь в микрогруппы. Желательно, чтобы в вашей микрогруппе
был человек, умеющий рисовать. Каждый коллектив выбирает определённую тему и
по ней находит пословицы и поговорки. Художник оформляет собранный материал и готовит его для коллективной книги.
Подумайте, как вы её назовёте.
Напишите для вашего сборника небольшую вступительную статью.
Опубликуйте ваш сборник. Не забудьте один экземпляр подарить школьной библиотеке.
Слайд 22Ответы к ребусам
«На словах густо, а в голове пусто».
«Слово –
серебро, молчание – золото».
«Язык до Киева доведёт».
Слайд 23Ответы к кроссворду
По горизонтали: 5. Бедному. 6. Доведут. 10. Черти.
11. Слово. 12. Собирайся. 15. Костей. 18. Бревна. 19. Серебро.
20. Счастье. 21. аппетит. 25. Надейся. 26. Свинья. 27. Ларчик. 31. Верёвочка. 33. Вёдро. 34. Свято. 35. Смотрят. 36. Контора.
По вертикали: 1. Честь. 2. Горшок. 3. Рвётся. 4. Рубль. 7. Берлоге. 8. Бережёт. 9. Овчинка. 13. Несчастье. 14. Приставай. 16. Серьгам. 17. Крепись. 22. Доведёт. 23. Человек. 28. Семеро. 29. Скучно. 30. Время. 32. Дверь.