Слайд 1ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МАОУ ЛИЦЕЯ
№ 17 г.КАЛИНИНГРАДА
МУРАТОВОЙ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ
Вопросы по культуре речи
на ЕГЭ
Слайд 2Задания по культуре речи на ЕГЭ
А1 Орфоэпические нормы
А2 Лексические нормы
А3
Морфологические нормы
А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом)
А5 Синтаксические
нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложения с однородными членами.
А6 Синтаксические нормы. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Слайд 3Орфоэпические нормы
Основные вопросы, на которых нужно остановиться:
1. Произношение сочетаний ЧН
- только [шн]: конечно, скучно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, горчишник,
Никитична и др.
- только [ч'н]: точечный, маскировочный
- нормативны оба варианта: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
Слайд 4Орфоэпические нормы
2. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.
- произносится
твёрдый согласный
Тезис, галифе, денди, кафе, капелла, кашне, компьютер,
кортеж, пенсне, ателье,
свитер, интернат,
пастель, патетика, пастеризованный, принтер,
рандеву, фонетика, кабаре, денди, диадема, лотерея,
энергия, эссе, эстетика, претензия, интервью
Слайд 5Орфоэпические нормы
2. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.
- произносится
мягкий согласный
Академия, депозит, музей, профессор,
фанера, шинель, патент, термин,
дезинфекция, дебют,
депрессия, компетентный,
бенефис, ремарка, агрессор, леди
Слайд 6Орфоэпические нормы
3. Трудности при выборе правильного произношения слов с Ё.
Отсутствие точек над буквой может создать в отдельных словах
трудности:
афера, опека, белёсый, оседлый, головешка, разношёрстый, истёкший кровью, крёстный отец, крестный ход, бытие и т.д.
Слайд 7Орфоэпические нормы
4. Нормы ударения.
В устной речи ошибки настолько распространены,
что правильный вариант вызывает удивление и даже отторжение. Например:
Апостроф;
асимметрия; балованный; баловать;
благовест; генезис; догмат; запломбировать; заключит; закупорить; знамение; иконопись; кашлянуть; коклюш; отключит; пломбировать; пеня (штраф); перчить; премировать; прибывший; принудить; украинский; факсимиле; черпать.
Слайд 8Орфоэпические нормы
5. Особое внимание стоит уделить словам, в которых постановка
ударения зависит от значения.
Например:
атлас – атлас, броня -
броня и т.д.
6.Краткие формы прилагательного, страд. причастия, глаголы прошедшего время.
Начала-начал-начало-начали,
Но клала-клал-клало-клали.
Слайд 9Орфоэпические нормы
Задание. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов.
Кроить атлас –
открыть атлас,
броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места
– бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник,
развитая страна – развитая веревка,
раскрыть заговор – заговор от боли.
Слайд 10Морфологические нормы имени существительного
1. Род существительных
несклоняемых имён существительных
существительные общего
рода
род сложносокращённых слов
Слайд 11Морфологические нормы имени существительного
2. Формы именительного падежа мн. ч.
Задание.
Определите закономерность употребления окончаний –А, -Ы в формах мн.ч. имен. пад.
1)адрес, директор, доктор, купол, паспорт, профессор; (-а)
2)договор, инженер, лектор, месяц, токарь, торт, офицер; ( -и-ы)
3)инспектор, инструктор, лагерь, цех, якорь, хлеб. (Вариативное окончание)
Слайд 12Морфологические нормы имени существительного
3. Формы родительного падежа мн.ч.
Слайд 13Морфологические нормы имени существительного
4. Существительные средн. рода, оканчивающиеся в им.
падеже ед. числа на -це, в родительном падеже множественного числа,
как правило, оканчиваются на -ец:
блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; щупальце – щупалец.
Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ев:
Болотце – болотцев; деревце – деревцев.
Следует запомнить: солнце – солнц
Слайд 14Морфологические нормы имени прилагательного
1.формы степеней сравнения имен прилагательных.
Смешение простой и составной форм сравнительной и превосходной степени: *более
лучше, *самый кратчайший и т.п.
Заполнение таблицы
Слайд 15Морфологические нормы прилагательных
Исправь ошибки.
Это самый новейший проект. Гоголь изображает помещиков
более реалистичнее. Вариант заместителя оказался более худшим. Он сделал эту
работу более лучше. В комнате теперь более светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане.
Слайд 16Морфологические нормы имени прилагательного
2. Вариантные формы кратких прилагательных на -ен
и на –енен.
В современном литературном языке чаще употребляются формы
на -ен.
Например:
безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.
Слайд 17Морфологические нормы имени числительного
1. Склонение имён числительных
Самые частотные ошибки: форма
твор. падежа
вместо пятьюдесятью —*пятидесятью,
вместо шестьюстами —*шестистами
Типичны ошибки в косвенных падежах
числительных от двухсот до девятисот:
Пятисот - *пятиста,*шестиста и т.п.
Слайд 18Морфологические нормы имени числительного
Специфика и особенности сочетаемости собирательных числительных:
Употребляются:
1) с
существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое
друзей, трое сирот;
2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц
3) с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц;
4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;
5) с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое неизвестных.
Слайд 19Морфологические нормы имени числительного
Собир. числит. не сочетаются с именами существительными,
обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать *двое учениц, *четверо девушек),
а также с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать *трое волков), однако возможны сочетания названиями детенышей животных – трое волчат, семеро козлят.
Слайд 20Морфологические нормы глагола
1. Глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, пронзить,
ощутить и некоторые другие не имеют формы 1 лица ед.числа.
При необходимости используются в составе составного глагольного сказуемого: смогу (постараюсь, попытаюсь и т. п.) победить.
2. Глагол класть употребляется только без приставки, корень лож только с приставками: положить, отложить, сложить
Слайд 21Морфологические нормы глагола
3.Образование отдельных форм:
Звонить, звонишь, звонят;
Зиждиться - зиждется,
зиждутся, зиждущийся;
Выздоровеют, опостылеют, опротивеют;
Чтить - чтут (доп. чтят);
Стлать(ся) - доп.
стелить(ся);
Ездить - ездит, ездят;
Мучить, мерить;
Лазить - лазишь, лазим, лазят, лазь.
Слайд 22Синтаксические нормы
1. Ошибки при однородных членах предложения
1. Нельзя соединять
в однородные понятия разных порядков:
В комнате стояли стол, софа,
мебель из красного дерева.
2.Следует избегать двусмысленности:
Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
3.Попарное соединение возможно только по принципу или смежности, или контраста:
Пугачев изображен жестоким и мудрым, суровым и добрым.
4.Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив:
Я попросил газету и поесть.
Слайд 23Синтаксические нормы
5.Нельзя сочетать определение и придаточное предложение:
Хорошее впечатление производит
второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан
раньше первого.
6.Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управление:
подбор и наблюдение над фактами.
7.Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую-либо из них) и первая часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части:
Он не только написал замечательный роман, но и много стихотворений.
Слайд 24Согласование подлежащего и сказуемого
Если подлежащее выражено оборотом
со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т.
п., глагол ставится во множественном числе:
Если при подлежащем есть перечисление:
Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.
При однородных сказуемых:
Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.
Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное:
Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.
Если подчеркивается активность действия:
Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись.
Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревян
Слайд 25Согласование подлежащего и сказуемого
Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (счетный оборот)
Если
подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10
человек.
Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно.
Если есть ограничительная частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек.
При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.:
Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
Слайд 26Согласование подлежащего и сказуемого
Если подлежащее выражено оборотом со словами много,
мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употребление ед. числа:
Немного
нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.:
Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
Слайд 27Литература
1. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. Д.Э.Розенталь. – М.:
ООО «Издательство Оникс», 2006.
2.Культура русской речи. Л.Г. Смирнова. – М.:
«Русское слово», 2007.
3.Практикум по русскому языку. Культура речи. К.В.Воробьёва, Е.В.Сергеева. – С-П, 2001
Сайты
http://www.gramma.ru
http://www.gramota.ru/
http://rus.1september.ru/