Слайд 1Воскресная школа – история, проблемы
и перспективы.
Н. И. Нестерова
Учебно-воспитательная группа при Свято-Троицком кафедральном соборе.
Слайд 2Воскресные школы - бесплатные начальные учебные заведения для детей и
взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых
проводятся в основном по воскресным дням.
Слайд 3 Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в
середине XVI века.
-В бывшей Российской империи – в первой половине
XVIII в.,
- немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в..
- Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX века.
Слайд 41 марта 1859 года в Пермской губернии;
апрель 1859 г.
С.-Петербург, М. Шпилевская - частная школа для бедных девочек ;
8 января 186l г. издано императорское повеление «О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священников».
Слайд 59 и 10 июня 1862 г. последовали повеления о закрытии
всех Воскресных школ;
1864 год - воскресные школы были разрешены
вновь.
14 июля 1864 г. - утверждено Положение «О начальных народных училищax»;
13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах»;
Слайд 6В 7 и 8 параграфах говорилось о Воскресных школах.
Они
открывались с разрешения епархиального архиерея и состояли в ведомстве Святейшего
Синода.
Таким образом, было законодательно оформлено существование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских.
Церковные воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и заводах.
Школы содержались за счет «местных средств», в том числе, пожертвований. Их посещали и дети, и взрослые, допускалось совместное обучение мальчиков и девочек.
Слайд 7 В 1899 г. - 487 школ
в 1905
г.- 260,
в 1907 г.- 182.
с
1918 г. – по 1980-е - 0
Вновь бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы ХХ века.
Слайд 8Какой должна быть воскресная школа?
Главной целью воскресной
школы является приобщение детей разного возраста к литургической жизни
прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной жизни.
Слайд 9Протоиерей о. Владимир (Воробьев) "Покаяние. Исповедь. Духовное руководство"
«… посещение храма
и участие в церковном богослужении еще само по себе не
делает человека лучше, т.к. при этом слишком велика вероятность поверхностного восприятия жизни Церкви.»
«Порой печально бывает осознавать, что вся жизнь человека может проходить в Церкви, а он может так и не встретиться со Христом» (митрополит Антоний Сурожский.
Слайд 10"Проблема религиозной школы лежит больше всего в ее духовной атмосфере,
в подлинности, искренности и целостности ее внутренней религиозной установки, а
не в обилии преподавания Закона Божия, не специальных мерах религиозного воспитания.» о. Василий (Зеньковский)
Слайд 11Проблемы содержательной деятельности школ
цели и задачи воскресных школ:
Школы призваны способствовать
формированию православного мировоззрения,
воспитанию нового поколения в духе Православия,
призваны
научить детей мыслить и жить по-христиански, любить Родину и т.п.
Слайд 12Проблемы содержательной деятельности школ
Позиция изоляции;
Вопрос педагогических кадров;
Достойная оплата труда;
Контакт воскресных
школ между собой;
Учебно-материальная и методическая база;
Отрыв духовного образования детей от
естественных условий воспитания и развития детей в семье.
отсутствие регулярного присмотра за детьми и подростками,
Слайд 13Организация общешкольных праздников;
Общие чаепития;
Игры для детей;
Совместные паломничества;
Детские
праздники.