Слайд 1
ЛЕКЦИЯ .
Тема: Законность в государственном управлении и способы ее обеспечения.
Слайд 2ВОПРОСЫ:
Понятие законности в государственном управлении и общая характеристика способов ее
обеспечения.
Контроль и его виды.
Прокурорский надзор.
Административный надзор.
Обжалование действий и решений органов
исполнительной власти и их должностных лиц.
Слайд 3
I.
Понятие законности в государственном управлении и общая характеристика способов ее
обеспечения.
Слайд 4.
Способы обеспечения законности:
контроль;
надзор;
обжалование действий и решений органов исполнительной
власти и их должностных лиц.
Слайд 6.
Сущность государственного контроля состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти
и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и
эффективности в своей деятельности.
Слайд 7.
В государственном управлении осуществляются следующие виды контроля:
контроль, осуществляемый Президентом РФ
(президентский контроль);
контроль, осуществляемый органами представительной власти;
контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;
судебный
контроль;
общественный контроль.
Слайд 8.
Президентский контроль в государственном управлении состоит, прежде всего, в том,
что в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией и федеральными
законами, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности, Администрации Президента, а также при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил РФ, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Слайд 9.
Президент РФ осуществляет функции контроля в процессе обеспечения согласованного функционирования
и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а
также непосредственного руководства рядом федеральных органов исполнительной власти.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Слайд 10.
Контроль, осуществляемый органами представительной власти, осуществляется палатами Федерального Собрания РФ
(парламента РФ), являющегося представительным и законодательным органом РФ.
Слайд 11.
Совет Федерации может осуществлять контроль при осуществлении таких функций, как:
утверждение
федеральных законов, в том числе федерального закона о федеральном бюджете;
утверждение
изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
отрешение Президента РФ от должности;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
Слайд 12.
Государственная Дума может осуществлять контроль при решении следующих вопросов, отнесенных
к ее ведению Конституцией:
принятие федеральных законов, в том числе федерального
закона о федеральном бюджете;
дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Слайд 13.
Формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания РФ
являются следующие:
подготовка и принятие парламентского запроса;
проведение парламентских слушаний;
заслушивание ежегодных отчетов
Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
заслушивание на заседаниях палат членов Правительства РФ (парламентский час);
рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий;
приглашение на заседание комитета представителей органов исполнительной власти;
запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов;
парламентское расследование.
Слайд 14.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют Счетную палату.
Счетная палата РФ является постоянно действующим
органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Слайд 15.
Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, включает в себя контроль, осуществляемый
Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной
власти субъектов РФ.
Слайд 16.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией и Законом о Правительстве
РФ осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции и федеральных законов
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ в процессе руководства работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Слайд 17.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют отраслевой и межотраслевой контроль.
Слайд 18.
Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении
подведомственных федеральных органов исполнительной власти и организаций в отраслях и
сферах своей деятельности.
Слайд 19.
Межотраслевой (надведомственный контроль) осуществляется за определенными сферами (вопросами) не подчиненных
им органов и должностных лиц. Такой контроль касается только определенных
функций или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности.
Слайд 20.
Судебный контроль в государственном управлении осуществляется Конституционным Судом РФ, судами
общей юрисдикции, в том числе военными судами, а также арбитражными
судами.
Слайд 21.
Конституционный Суд РФ осуществляет следующие полномочия:
1) разрешает дела о соответствии Конституции:
а) федеральных
законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства
РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ
и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
Слайд 22.
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими
государственными органами субъектов РФ;
Слайд 23.
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего
применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Слайд 24.
Суды общей юрисдикции.
Осуществляют контрольные полномочия в процессе
гражданского, уголовного и административного судопроизводства в соответствии с законодательными актами
РФ, определяющими порядок данного вида судопроизводства, а также при рассмотрении ими жалоб.
Слайд 25.
Основной формой общественного контроля в государственном управлении в Российской Федерации
является контрольная деятельность Общественной палаты РФ
Слайд 26.
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской
Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления
для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации
Слайд 27.
Общественная палата вправе:
проводить слушания по общественно важным проблемам;
давать заключения о
нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
Слайд 28.
проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции, проектов
федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов
Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления;
приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;
Слайд 29.
направлять членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и
комиссий Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания
РФ, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ;
направлять в соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляет совет Общественной палаты.
Слайд 31.
Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов,
действующих на территории РФ.
Слайд 32.
Для обеспечения законности в государственном управлении прокуратурой РФ
осуществляется два основных вида надзора:
надзор за исполнением законов федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, органами управления и руководителями организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (надзор за исполнением законов);
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями организаций (надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина);
Слайд 33.
При обнаружении нарушений закона прокурор или его заместитель:
возбуждает производство об
административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной
законом ответственности;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Должностные лица органов исполнительной власти обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Слайд 34.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает
и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав
и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Слайд 35.
По результатам проведения надзора прокурор осуществляет следующие меры
прокурорского реагирования.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод
человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры для возбуждения уголовного дела и к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Слайд 36.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина
имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении
или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Слайд 38.
Административный надзор реализуется в различных организационных и правовых
формах:
а) административный надзор в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических
лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил
Слайд 39.
б) административный надзор, осуществляемый в отношении определенного круга граждан, должностных лиц,
юридических лиц и по конкретным вопросам;
в) административный надзор, осуществляемый органами внутренних
дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Слайд 40.
Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов
или стадий:
предварительный - анализ информации о поднадзорном
объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;
текущий - включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности;
заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденции, разработке предложений.
Слайд 41.
Административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой
специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им
органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Слайд 42
V.
Обжалование действий и решений органов исполнительной
власти и их должностных лиц.
Слайд 43.
Под обжалованием (подачей жалобы) понимается обращение (просьба) гражданина или группы
граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или
законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Существуют два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан - административный и судебный.
Слайд 44.
В суд могут быть обжалованы действия (решения) государственных органов, органов
местного самоуправления, организаций, должностных лиц (государственных служащих), в результате которых:
нарушены
права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц (государственных служащих), если оно повлекло за собой перечисленные выше последствия.
Слайд 45.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца
со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;
один
месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.