Слайд 1ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Политико-социологический анализ феномена коррупции и противодействия коррупции
Международное,
федеральное и региональное законодательство о противодействии коррупции
Слайд 4Сфера коррупции
любые законно функционирующие органы и структуры власти и управления,
вне зависимости оттого, кем они представлены — должностным лицом (в
том числе высшим, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта РФ или главы местного самоуправления), служащим, не являющимся таковым, или управляющим и служащим в коммерческой или иной организации
Слайд 5Субъекты коррупции
1) должностное лицо (в соответствии с его пониманием в примечании
к ст. 285 УК РФ);
2) государственный или муниципальный служащий, не отнесенный
законом к должностным лицам;
3) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (в соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ);
4)служащий коммерческой или иной организации, не отнесенный законом к категории лиц, выполняющих в них управленческие функции
Слайд 6Формы выражения коррупции
аморальное поведение
правонарушение
преступление
Слайд 7ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1) они всегда представляют собой сделку между должностным или
служащим лицом, с одной стороны, и лицом, заинтересованным в определенном
поведении первых лиц, с другой стороны;
2) эта сделка носит обоюдно возмездный характер; от нее выигрывают обе стороны. Однако возмездность здесь далеко не всегда является материальной;
Слайд 8ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
3) эта сделка заведомо незаконна. Она противоречит позитивному федеральному
законодательству, например, законодательству о государственной или муниципальной службе, и уголовному
законодательству, запрещающему под страхом наказания определенное поведение;
4) эта сделка в большинстве случаев предопределяет поведение должностного лица или служащего при исполнении им своих служебных обязанностей, вне зависимости оттого, действует ли он в соответствии с этими обязанностями, или нарушает их
Слайд 9Международное,
федеральное
и региональное законодательство
о противодействии коррупции
Слайд 10КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г.: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ
ИМПЛЕМЕНТАЦИИ
одним из ведущих направлений противодействия коррупции на рубеже веков стало
международное сотрудничество, неотъемлемой составляющей которого является создание международно-правовой антикоррупционной базы. Своего рода промежуточным итогом этой работы стала принятая 31 октября 2003 г. и вступившая в силу 14 декабря 2005 г. Конвенция ООН против коррупции
Слайд 11КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г
Целями рассматриваемой Конвенции, в соответствии
со ст. 1, является:
Содействие принятию и укрепление мер, направленных на
более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;
Поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;
Поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.
Слайд 12КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г
в Конвенции шире, нежели в
УК РФ, описаны составы преступлений, связанных со взяточничеством (активный и
пассивный подкуп публичных должностных лиц). Под подкупом Конвенция понимает не только действия по даче-получению взятки, но и обещание, предложение ненадлежащего преимущества в активном подкупе и, соответственно, принятие обещания и предложения в пассивном подкупе (ст.15)
Слайд 13КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г
В рамках российского уголовного права
ответственность за такие действия возможна только как за приготовительные в
рамках института неоконченного преступления (да и то, только при наличии сговора между сторонами). В соответствии со ст.30 УК РФ, уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. Таким образом, ответственность за обещание и предложение взятки, а также за принятие такого обещания и предложения возможна только при квалифицированном взяточничестве (ч. 2, 3, 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291 УК РФ).
Слайд 14КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г
Следует констатировать расхождение между Конвенцией
и российским УК в вопросе о предмете подкупа в публичном
и в частном секторе.
Действительно, в международном праве под таким предметом понимается «любое неправомерное преимущество для себя или для других лиц», тогда как по российскому УК (ст. 204, 290) под взяткой или предметом коммерческого подкупа понимаются «деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды (услуги) имущественного характера».
Слайд 15КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г
Конвенция содержит норму об ответственности
юридических лиц. Согласно ст. 26 Конвенции, государства-участники принимают законодательные и
иные меры для установления ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях. Ответственность юридических лиц, с учетом особенностей национального права, может быть уголовной, гражданско-правовой или административной. Из приведенной нормы не усматривается какого-либо обязательства или рекомендации об установлении уголовной ответственности юридических лиц
Слайд 16КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г
Каждое Государство—участник принимает, согласно п.
1 ст. 31 Конвенции, в максимальной степени, возможной в рамках
его внутренней правовой системы, такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:
а) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;
б) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.
Слайд 17КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2003 Г
пробел в вопросе об ответственности
российских граждан за коррупционные преступления, совершенные за границей
для привлечения
к ответственности по УК РФ необходимо, чтобы общественно опасное деяние признавалось преступлением как по УК России, так и по уголовному закону государства места совершения преступления
невозможно привлечь к ответственности российское должностное лицо, получившее взятку на территории государства, по закону которого не является преступлением получение взятки иностранным должностным лицом.
Слайд 19Д.А. МЕДВЕДЕВ
«Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную
проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ»
Из
выступления Президента РФ Д.А Медведева на совещании по вопросам противодействия коррупции. Май 2008 года.
Слайд 21Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N
273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года
Одобрен
Советом Федерации 22 декабря 2008 года
25 декабря 2008 года
N 273-ФЗ
Опубликовано 30 декабря 2008 г.
Слайд 22коррупция
коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Слайд 23Противодействие коррупции
предупреждение коррупции
выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений
(борьба с коррупцией)
минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений
Слайд 24Меры по профилактике коррупции
1) формирование в обществе нетерпимости к
коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление
в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Слайд 25Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера
Гражданин, претендующий на замещение должности государственной
или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 26Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера
Непредставление гражданином при поступлении на государственную
или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.
8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.
Слайд 27Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях
склонения к совершению коррупционных правонарушений
Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять
представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 28УКАЗЫ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ,
ПРЕТЕНДУЮЩИМИ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
И ЛИЦАМИ, ЗАМЕЩАЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ,
ОБ ИМУЩЕСТВЕ
И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА И РАЗМЕЩЕНИИ СВЕДЕНИЙ НА САЙТАХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИХ СМИ
От 18 мая 2009 г.
№ 557-561
Слайд 29от 18 мая 2009 г. N 558
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ
НА
ЗАМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, И ЛИЦАМИ, ЗАМЕЩАЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ
И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Слайд 30ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ
НА ЗАМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, И ЛИЦАМИ,
ЗАМЕЩАЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ
И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
В случае если гражданин, претендующий на замещение государственной должности Российской Федерации, или лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.
Слайд 31УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ,
ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА
КОТОРЫЕ ГРАЖДАНЕ И ПРИ ЗАМЕЩЕНИИ
КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ ОБЯЗАНЫ
ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ
О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ
И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ
СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА СВОИХ СУПРУГИ (СУПРУГА)
И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Раздел I. Должности федеральной государственной гражданской службы
Раздел II. Должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов
Раздел III. Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками
Слайд 32Раздел III. Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано
с коррупционными рисками
Должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и
федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:
осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
управление государственным имуществом;
осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Слайд 33Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Под конфликтом интересов на
государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация,
при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Слайд 34Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять
на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается
возможность получения гражданским
служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами
ФЗ «О государственной гражданской службе»
Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами
ФЗ « О статусе судей в РФ»
Слайд 35Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или
может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается
возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
ФЗ «О противодействии коррупции»
возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами
ФЗ «О муниципальной службе»
Слайд 36Запрет на работу
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008
г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции""
Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года
Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)
Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей."
Слайд 37Запрет на работу
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27,
ст. 2878; 2007, N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616) следующие изменения:
1) дополнить статьей 641 следующего содержания:
"Статья 641. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими
Граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 38ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 23-ГД от
10 марта 2009 г.
Слайд 39СТРУКТУРА ЗАКОНА
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава
III. СИСТЕМА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Слайд 40СИСТЕМА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Слайд 41Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Самарской области и их проектов
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы закона Самарской области может приниматься
Губернатором Самарской области, Правительством Самарской области, Самарской Губернской Думой
Слайд 42Антикоррупционный мониторинг
наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных
факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики
Слайд 43Антикоррупционный мониторинг
Антикоррупционный мониторинг проводится в целях обеспечения разработки, принятия и
реализации областной целевой программы по противодействию коррупции на территории Самарской
области путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения исследований, опросов, экспериментов, обработки, оценки и анализа данных о проявлениях коррупции.
Слайд 44Антикоррупционный мониторинг
Антикоррупционный мониторинг проводится в целях обеспечения оценки эффективности реализации
антикоррупционной политики путем наблюдения за результатами применения мер предупреждения, пресечения
и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда, анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных, разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития ситуации в сфере противодействия коррупции
Слайд 45Коррупциогенный фактор
явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или
способствующие их распространению
Слайд 46Антикоррупционное образование
Антикоррупционное образование осуществляется целенаправленно в процессе обучения и
воспитания, основано на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных
в рамках регионального компонента государственных образовательных стандартов, реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования, в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
Слайд 47Антикоррупционная пропаганда
Антикоррупционная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, направлена
на проведение просветительской работы в обществе по вопросам противодействия коррупции.
Слайд 48В целях обеспечения координации субъектов антикоррупционной деятельности Губернатором Самарской области
образуется коллегиальный, совещательный орган - областная межведомственная комиссия по противодействию
коррупции
Информационное и организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии возлагается на аппарат комиссии, функции которого исполняет департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области.
Субъекты антикоррупционной деятельности могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных лиц, участвующих в деятельности по противодействию коррупции.
Слайд 49КВАЛИФИКАЦИЯ
И
РАССЛЕДОВАНИЕ
КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Слайд 50ВЫГОДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
КАК ПРЕДМЕТ ВЗЯТКИ
Слайд 51предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом
могут быть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате
Слайд 52Под такими выгодами Пленум понимает, в частности, занижение стоимости передаваемого
имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование
банковскими ссудами. Указанные выгоды имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.
Слайд 53обязательно ли для признания содеянного взяточничеством при выполнении услуг, работ
иными лицами лицо, организовавшее выполнение для чиновника работ или услуг,
должно их оплатить либо, скажем, простить выполняющим их лицам долг?
Возможно ли, что взяткодатель ничего не платит за выполненную по его просьбе третьим лицом в пользу чиновника работу, оказанную услугу?
Как исчислять стоимость полученной выгоды: по объективной стоимости услуги, работы или исходя из понесенных взяткодателем затрат?
ВОПРОС
Слайд 54размер взятки должен устанавливаться, исходя из объективной стоимости услуги или
работы, а не с учетом понесенных взяткодателем затрат
Слайд 55Для вменения состава получения взятки в виде выгод имущественного характера
Пленум требует доказать
должностное лицо, приобретая услугу, избавляется от тех затрат,
которые он с необходимостью понес бы, если бы получал соответствующую услугу не в качестве взятки
не имеет значения, оплачивалась ли кем-либо, в том числе взяткодателем, оказываемая чиновнику услуга, лично выполняет такую услугу взяткодатель или организует выполнение такой услуги
Слайд 56Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных
полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной
или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Слайд 57Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий, явно
выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав
и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Слайд 58Статья 290. Получение взятки
1. Получение должностным лицом лично или через
посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или
выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) с вымогательством взятки;
г) в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Слайд 59Статья 291. Дача взятки
1. Дача взятки должностному лицу лично или
через посредника -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Слайд 60Статья 304. Провокация взятки либо коммерческого подкупа
Провокация взятки либо коммерческого
подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Слайд 61Статья 292. Служебный подлог
1. Служебный подлог, то есть внесение должностным
лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления,
не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Слайд 62Вопросы задержания
взяточника с поличным
Проблемы законного исполнения
Слайд 63Вопросы задержания
взяточника с поличным
задерживать вымогателя с поличным следует тогда, и
только тогда, когда это лицо распорядилось предметом взятки как своим
собственным (положил в карман, в сейф, в ящик стола и т.п