Слайд 1Железнодорожный транспорт России
Проектная работа выполнена
учеником 10 «Б» класса
Суворовым
Алексеем
Слайд 2Общая характеристика транспортного комплекса России
Транспортный комплекс – самостоятельная отрасль народного
хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйства и населения в
перевозках, связывая в единое целое различные отрасли хозяйства и районы страны.
Транспорт не создает новую продукцию, а перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства (оказывает услугу), увеличивая её стоимость на величину транспортных расходов.
Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Слайд 3Транспортный комплекс России:
Железнодорожный
Автомобильный
Трубопроводный
Морской
Речной
Авиационный
Электронный
Транспортная сеть России
включает 162 тыс. км железнодорожных линий и подъездных путей, 745
тыс. км автодорог, 115 тыс. км внутренних водных путей, 600 тыс. км воздушных линий, 214 тыс. км магистральных трубопроводов. В транспортном комплексе занято более 3,2 млн. человек (4,6% от общей численности работающего населения страны).
Слайд 4Железнодорожный транспорт – основа транспортной системы РФ
Это обусловлено экономико-географическими
особен-ностями нашей страны.
Железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего
пользования. Он эффективен для перевозки грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на дальние расстояния.
Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части РФ.
Слайд 5Доли транспорта в грузо-
и пассажирообороте
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и
большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок
Слайд 6
Этот транспорт принимает на себя основную часть потоков массовых грузов
(угля, руды, леса, зерна, металла и т. д.)
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60%, а перевозки пассажиров – 47 %
Железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 30% грузооборота.
Слайд 7История развития
1837 год – открыта первая железная дорога между Петербургом
и Царским Селом
1842 год – создан Департамент железных дорог
1843
год – начало строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва
1860 гг. – строительство Нижегородского, Ярославского и Курского вокзалов в Москве
1864 год – открытие железной дороги Москва - Нижний Новгород
1865 год – создано Министерство путей сообщения (протяженность железных дорог в России – 3000 км)
1891 год – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали
1913 год – общая длинна железных дорог России – 71,7 тыс. км (II место по протяженности в мире после США)
В середине XX века интенсивность железнодорожных перевозок резко сократилась из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок
Слайд 8Значение в хозяйстве страны
Железные дороги России имеют важное значение в
развитии межгосударственных связей со странами ближнего зарубежья и международных перевозок
Обеспечивает
функционирование и развитие товарного рынка страны
Удовлетворяет потребности населения в передвижении
Удовлетворяет транспортные потребности народного хозяйства
Слайд 9Особенности транспорта
Железнодорожный транспорт разделяют на:
Транспорт общего пользования
Магистральный, или
внешний транспорт
Ведомственный транспорт
Внутрихозяйственный транспорт
Слайд 10Технология работы железнодорожного транспорта
Основой технологии работы является:
теория расписаний (график
движения)
план формирования поездов по направлениям движения
Принципы работы железных дорог:
на занятый
перегон не может выйти другой поезд
управление транспортным процессом осуществляется через диспетчерский центр
грузы следуют между сортировочными станциями
смена бригады паровоза производится через 100-120 км, а локомотива – через 1000 км.
Слайд 11Научные проблемы железнодорожного транспорта
Основная научная проблема – повышение скорости движения
Слайд 12Региональная география железных дорог
Обеспеченность экономических районов
России железными дорогами
неодинакова
Плотность железных дорог по России –
50 км на км2
Производственно-технологический
комплекс железнодорожного транспорта – сложная инфраструктура, в основе которой лежит сеть железных дорог. В настоящее время на территории РФ она состоит из 17 региональных железных дорог
Общая протяженность железных дорог России – около 87 тыс. км
Слайд 13Относительные недостатки железнодорожного транспорта
ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее
высокая первоначальная
стоимость основных фондов
высокая металлоёмкость, трудоёмкость, низкая производительность труда
Слайд 14Влияние на окружающую среду
Проблема влияния транспорта на окружающую среду
имеет два аспекта:
Использование транспортом природных ресурсов (топливных, лесных, земельных)
Транспортное загрязнение
среды (шум и вибрации)
Слайд 15Транссибирская железнодорожная магистраль
Трансси́б или Великий Сибирский Путь (историческое название) —
железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские
и дальневосточные промышленные города России. Длина магистрали 9288,2 км — это самая длинная железная дорога в мире.
Транссиб проходит по территории двух частей света – Европы (1777 км) и Азии (почти 7512 км) – и пересекает Евразию с Запада на Восток. На Европу приходится 19,1 % длины Транссиба, на Азию – 80,9 %. Условной границей Европы и Азии принят 1778-й км Транссиба
Слайд 16Безопасность движения на железнодорожном транспорте
Тем не менее,
ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь
на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Слайд 17Причины происшествий на железнодорожном транспорте
Основные причины аварий и катастроф на
железнодорожном транспорте:
естественный физический износ
технических средств
нарушение
правил эксплуатации
усложнение технологий
ошибки диспетчеров
невнимательность и халатность
машинистов
увеличение численности, мощности и
скорости транспортных средств
несоблюдение населением правил
личной безопасности
Слайд 18Газотурбовоз ГТ1-001
На экспериментальной линии самый мощный газотурбовоз
ГТ1-001 провёл состав из 159 вагонов протяженностью 2200 м и
общим весом 15 тысяч тонн.
Технические параметры магистрального газотурбовоза «ГТ1-001»:
максимальная мощность 8 300 кВт
сила тяги с места 883 кН, сила тяги продолжительного режима 620 кН
общий вес двухсекционного локомотива 300 тонн
конструкционная скорость 100 км/час
запас топлива (сжиженный природный газ) 17 тонн
запас хода (без дозаправки) 750 км.
23 января 2009 года ОАО «РЖД» получило Диплом Книги рекордов Гиннесса за создание самого мощного в мире магистрального газотурбовоза.
Слайд 19Электропоезд «Сапсан»
В Петербурге презентовали самый быстрый
поезд в России – «Сапсан». До Москвы на нем можно
будет добраться за 3 часа 45 минут.
Поезд может развивать скорость до 250 км/ч. Но на испытаниях он достиг и в течение двух минут удерживал скорость 291 км/ч.
В течение ближайших лет в Россию поставят еще восемь таких поездов. Их пустят по направлениям на Нижний Новгород и Сочи. Через год этот поезд составит серьезную конкуренцию авиакомпаниям.
Слайд 20Список используемой литературы:
1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. «Экономическая
география России».–М.; Просвещение, 1999
2. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д.
«Единая транспортная система». –М.; Транспорт, 1989
3. «Железнодорожный транспорт»/ Ж.д. транспорт, №7–1999
4. Википедия. http: //ru.wikipedia.org
5. Российские Железные Дороги. http: //www.rzd.ru