Слайд 1Религия как одна из форм культуры.
Урок обществознания в 8 классе.
Учитель МОУ «СОШ №73» города Саратова - Змеева Ю. А.
Слайд 2Цели урока.
Обобщить и систематизировать знания о религии.
Раскрыть специфические черты религиозного
сознания, различные функции религии в обществе.
Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
Раскрыть
смысл свободы совести и свободы вероисповедания.
Слайд 3Что такое религия?
Когда появились первые религии?
Что им было свойственно?
Слайд 4
Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование
Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и
специфические действия.
Исторические формы развития религии.
Племенные
Национальные
Мировые
Слайд 5Перечислите мировые религии
Христианство
Ислам
Буддизм
Слайд 6Религиозная вера:
Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
Убежденность в воздействии сверхъестественных сил
на жизнь человека и общества в целом;
Убежденность в возможности контакта
человека со сверхъестественными силами.
Слайд 7Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число
верующих?
Практическая работа.
Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78
учебника.
Слайд 9Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня?
Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?
- Почитай отца твоего
и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Слайд 10Религиозные организации и объединения.
-церковь
-секты
-организации, построенные вокруг яркого
религиозного
лидера.
На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных
организаций.
Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Слайд 11 Церковь
иерархия в Русской Православной
церкви
Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.
Слайд 12
Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов.
Крещение
Хадж
Слайд 13Секта
Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и
священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило,
ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.
Для секты характерны:
- замкнутость,
- обособленность,
- претензии на исключительность своей роли,
- абсолютная нетерпимость к инакомыслию
Слайд 14В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?
Слайд 15По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года
население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:
Православие — 75 %
Ислам — 5 %
Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше
Неверующие — 8 %
Слайд 16Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных
существ и сил, загробной жизни и т. д.
Свобода совести- право человека самостоятельно
формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.
Слайд 17Конвенция ООН о правах ребенка.
Ст. 14. Свобода мысли, совести и
религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести
и религии под руководством их родителей.
Слайд 18Заполните схему (стр. 80-81 учебника)
Слайд 20Поразмышляем!
«Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а
в том, чтобы поселить небеса в себе».
Т. Харди (1840-1928), английский
писатель.
Слайд 21Домашнее задание
§ 10, вопросы 1-5 устно
Подготовить краткое сообщение:
Первый ряд –
современные научные открытия и изобретения в области медицины.
Второй ряд -
современные научные открытия и изобретения в области нанотехнологий.
Третий ряд - современные научные открытия и изобретения в области информатики.
Слайд 22Источники.
Учебник. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; под редакцией
Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание.
Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений; под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010.