- Протасова Мария,
учащаяся 11 касса МОУ «Нововилговской средней школы №3»
Руководитель
- преподаватель-организатор ОБЖ Трофимюк Е.А2012 год
Miss on otso synnytetty,
mesikammen kaannytetty?
Tuol on otso synnytetty,
mesikaamea kaannytetty:
luona kuun, tykona paivan,
otavaiaen olkapailla.
Sielt on maahan laskettuna
kultaisessa katkyessa,
vitjoissa hopeisissa.
Где родился косолапый,
где на свет он появился?
Там родился косолапый,
там на свет он появился:
рядом с месяцем, у солнышка,
на плечах Большой Медведицы.
Оттуда был на землю спущен
в золотой колыбельке,
на серебряных нитях.
Укко был главным помощником заговаривающего. От него колдун ждал защиты, когда вступал в переговоры с демоническими силами. Заговаривающий просил обнести его железным забором, чтобы не могли проникнуть злые силы. Просил оружие и снаряжение, в том числе железные рукавицы и железный пояс, которыми обычно пользовался скандинавский Тор. У него же заклинатель просил магической силы. Вот один из примеров ритуального действия, с помощью которого можно увеличить свою силу за счет Укко: взять три полена от одной сухой рябины и разложить костер у сваленного в бурю дерева. Положить в костер поленья рябины одним концом в огонь, с другого конца собрать выступившую влагу в сосуд, защищенный от попадания ветра. Весной, во время первого грома, эту воду выпить у корней поваленного дерева.
В некоторых текстах Укко назван главной птицей небес "Kokko ilman lintu vanhin, a строки "iski tulta kyntehensa" «kolmella kokon sulalla" "высекает огонь когтями", "тремя nepьями орла" указывают на то, что когда-то Верховное божество имело иную природу. Кроме того, в Приладожской Карелии есть варианты, где руны о рождении огня начинаются с описания огромного орла:
Kolme kokkoa minulla,
Yks'on kokko rautakopra,
toinen kokko vaskikopra,
kolmas on hopiakopra,
tuo tunsi tulen lumoa.
SKVR,YII3, 749а,b (SKVR - Suomen kansan vanhat runot.
Helsinki, 1908-1948)
Есть у меня три орла,
один с железными когтями,
другой с когтями из меди,
третий с серебряными когтями,
он-то и знает огня рождение.
Lenti lintunen Lapista,
suuri kokko Koillisesta,
taivoa tapasi,
vetta viebraeli.
SKVR,YII3,631
Летела птица с Лапландии,
большой орел с северо-востока,
одно крыло небо бороздило,
другое воды касалось.
У многих народов образ орла связан с небом, светом, огнем, верхом. В кетском мифе орел ассоциируется с огнем и инструментом для его добывания. Интересно, что в корякских мифах при зажжении нового огня в священном очаге обращались к Ворону. Е.М.Мелетинский, размышляя о солярности образов Орла и Ворона, делает предположение о вытеснении Орла в функции добывания света/огня Вороном в палеазиатском мифологическом эпосе. Возможно, косвенным подтверждением этой версии (примем во внимание общие корни обских угров и карело-финнов) служит название орла в карело-финской традиции - Кокко, Котка, очень близкое по звучанию с именем Ворона Кутх у ительменов и Куткынняку у коряков.
У североамериканских индейцев, у народов Сибири существо, высекающее молнию и вызывающее дождь, представлено в образе огромной птицы. Ее полет рождал грохот в небе, после чего в лесу находили поломанные деревья и "громовые когти". Упоминание о когтях Укко сохранилось и в записях финских фольклористов:
"Ukonkynsi on musta kivi, joka repii puuth hajalleen,kun ukkonen niihin iskee".
"Коготь Укко - это черный камень, который раскалывает деревья на части, когда в них гром бьет".
"Sanottih, etta kun ukkonen iskee puun saipaleiksi, niin siihen jaapi "kynnet".
«Говорят, когда гром раскалывает дерево на части, там находят его "когти"».
"Ukonkynaie on loydetty maasta, Johon ukkonen on iskenyt".
"Когти Укко находят в земле, в которую гром посылает свои удары".
Интерес представляют карело-финские руны, в которых есть сведения о первоначальном порядке творения. В них огонь назван младшей дочерью, а орел - главной по старшинству птицей небес:
"Vesi oa vanhin veljeksista, kokko taivan lintusista"
"Вода - старший из братьев, орел - из птиц небесных".
"Tuli nuorin tyttarista, vesi on vanhin veljeksista".
"Огонь - младшая из дочерей, вода - старший из братьев".
Таким образом, все ранее сказанное позволяет нам считать орла как возможного прародителя небесного огня.
Кроме птицы в качестве создателей огня упоминается Верховный бог Укко, хозяин неба, и Илмаринен:
Iski tulta Ilmarinen, Высек огонь Илмаринен,
valahytti Vainamoinen сверкнул Вяйнямейнен
paalla taivosen kaheksan, на восьмом небе,
ilmalla yheksannella. на девятом небосклоне.
SKVR, I4, 250
Iski tulta ilman Ukko,
Высек огонь хозяин (бог)неба,
valahitti Vainamoinen
сверкнул Вяйнямейнен,
kolmella kokon sulalla.
тремя перьями орла,
vitella- vipustimella,
пятью тетевами для лука,
seitsemalla sieran teralla.
семью точильными камнями.
SKVR, 14, 232
Все они - Илмаринен, Орел, Укко - так или иначе связаны с небом верхом, солнцем, огнем, и, вероятно, в силу способности традиций наслаиваться во временном отношении мы получали такое объемное представление о творце огня и об истории появления его на земле и на небе.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть