Слайд 1Ориентирование на местности
6-класс
Составил учитель ОБЖ МАОУ СОШ № 3
Грошев
Виктор Викторович
Слайд 2 Ориентирование -
умение определять на местности стороны
горизонта по компасу, Солнцу, звёздам и местным признакам.
Слайд 3Компас – это прибор, который помогает определить
стороны света. Красная стрелка
всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет
восток, а слева запад.
Слайд 5ПРАВИЛА РАБОТЫ
С
К О М П А С О М
Положите компас
на горизонтальную поверхность (или ладонь)
Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.
Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
ПАМЯТКА
«Последовательность определения азимута»
Поверни компас так, чтобы
буква С совпала с концом магнитной стрелки.
На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету.
По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.
Слайд 7Работа по определению азимута.
Определить азимут
на:
завод
высоковольтные
столбы
дорогу
дерево
Слайд 8Ориентирование по местным признакам
по ветвям, стволам, коре деревьев ;
по
муравейнику, по мхам и лишайникам ;
по Солнцу, по Полярной
звезде ;
по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах.
Слайд 10Определение направления по Солнцу и часам
Слайд 13Поиск Полярной звезды
Найдите созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок прямой между
двумя крайними звездами “ковша” (а и 6) мысленно продолжить в
сторону расширенной его части и отложить пять раз (рис. 3). Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.
Слайд 17 Грибы растут в основном с северной стороны деревьев,
пней, кустарников.
Слайд 19Определить стороны света можно по направлению полёта птиц. Осенью они
летят на юг, а весной на север.
Слайд 20На открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.
Слайд 21В лесу у пней с южной стороны
ягоды брусники, черники,
морошки поспевают раньше,
чем на северной.
Слайд 221. В течение нескольких дней вы двигались по равнине, покрытой
снегом. Яркий солнечный свет, отражающихся от него, сильно раздражает глаза.
Что вы будете делать:
а) продолжать движение, не беспокоясь о глазах;
б) смажете кожу вокруг глаз древесным углем, пеплом сожженной бумаги, шоколадом или другими темными веществами;
в) сделаете из подручных материалов тонкую маску (очки) с двумя отверстиями для глаз.
2. Нужно ли сразу искать пропавшего человека:
а) нужно; б) нет, сам найдется; в) по обстоятельствам.
3. Oт дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить:
а) продолжать движение, не обращая внимание на дым, хотя обстановка позволяет переждать;
б) укрыться на высоком дереве;
в) ползти в безопасное место, прижимаясь к земле.
Слайд 234. Совершая переход, вы попали в район, где много ядовитых
змей. Будете ли вы во время движения:
а) производить как можно
больше шума ногами;
б) идти тихо и спокойно, чтобы не привлекать внимание змей;
в) двигаться медленно, с остановками через каждые 5-10 шагов, внимательно осматриваясь.
5. Вы находитесь в лесу и зовете на помощь. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния:
а) громко, но низким тоном; б) пронзительно; в) подать сигнал свистом.
6. Двигаясь в горах, вы попали в снежный обвал. Не имея возможности избежать его, будете ли вы:
а) пытаться скользить на спине вместе с движущимся снегом;
б) стараться зарыться в снег и двигаться вместе с лавиной;
в) «плыть» на поверхности снега, совершая сильные движения руками.
7. Вы подошли к реке покрытой тонким льдом. В каком месте вы будете ее переходить:
а) там, где из-под снега проступает вода;
б) у пологого берега; в) на наиболее порожистых отрезках реки.