Слайд 1Обеспечение безопасности образовательного учреждения
Слайд 2
Учебные вопросы:
- Основы безопасности ОУ
- Виды опасных ситуаций и вредных
факторов
- Система безопасности ОУ и ее элементы
- Технические средства обеспечения
безопасности ОУ
Слайд 3 Литература:
- Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-ФЗ "О
противодействии терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006
г. №11, ст. 1146, №31, ст. 3452);
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года №116 "О мерах по противодействию терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №8, ст. 897);
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2012 г.;
Федеральный закон РФ ОТ 11 МАРТА 1992г. «О частной детективной и охранной деятельности; - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
Слайд 4
-Федеральный закон от 13 января 1996г. №
12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
«Об образовании», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности
Федеральный закон от 25 июля 2002г. «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями);
Слайд 5-Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об
основах охраны труда в Российской Федерации»;
-Федеральный закон
РФ от 21 декабря 94г. № 68-ФЗ «Озащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»
- Федеральный закон РФ от 13 апреля 1999г. №-77-ФЗ №О ведомственной охране»
Слайд 6- Федеральный Закон от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований
технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007г. (ред. от 07.12.2011г.) « О мерах по реализации ФЗ «О противодействии терроризму» (вместе с «Положением о применении оружия и боевой техники ВС РФ для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечении такого террористического акта;
Постановление Правительства РФ от15.091999г. №1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
Постановление правительства Российской Федерации от 13.09.1996 года № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Слайд 7Руководящий документ МВД РФ РД 78.36.003-2002г. «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства
охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных
посягательств» (утв. МВД РФ 6 ноября 2002г.);
Письмо Минобрнауки от 25 мая 2011 г. CM-477/08 о «материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма;
Письмо Минобрнауки от 4 июня 2008г. №03-1423 «Методические рекомендации по участию в создании Единой системы обеспечения безопасности ОУ РФ;
Совместный приказ ГУ ВД по Красноярскому краю, Минобрнауки Красноярского края, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, Управл. ФС безопасности по Красноярскому краю от 24.12.2012г. № 693/1028/831/168 «Об утверждении инструкции» по организации охраны и обеспечению безопасности общеобразовательных учреждений Красноярского края;
Организационно-методические рекомендации по обеспечению антитеррористической безопасности ОУ по Красноярскому краю от 09.12.2010г. № 4/5303.
Основные нормативные документы,
регламентирующие безопасность жизнедеятельность ОУ
Слайд 8
Опасность – воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов,
явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и
персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.
Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.
Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.
Термины использованные в правовых документах по вопросам охраны труда :
Слайд 9
Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или
могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека,
его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.
Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.
Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и не поправимые разрушения объектов.
ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, - неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.
Слайд 10
ЧП (чрезвычайное происшествие)
Экстремальная ситуация
Производственный травматизм – характеризуется совокупностью травм. Травма
(рана) – это повреждение целостности тканей или органов тела, вызванное
каким-либо фактором внешней среды. Различают производственные и бытовые травмы.
Несчастный случай – опасное событие, в результате которого человек получил увечье или иное повреждение здоровья на работе или в пути следования, повлекшее утрату профессиональной трудоспособности или смерть (термин из сферы охраны труда).
Профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов, и повлекшее временную или стойкую утрату трудоспособности Безопасность ОУ – состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интересов обучаемых и работников ОУ от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образовательном пространстве.
Слайд 11
Система безопасности - это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных
элементов, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационные, технические, методические, санитарно-гигиенические,
профилактические и иные средства и мероприятия для целей обеспечения безопасности. Система безопасности включает все средства обеспечения безопасности, в том числе технику безопасности и охрану труда.
Средства индивидуальной и коллективной безопасности (защиты)
Техника безопасности – совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).
Охрана труда- система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной трудовой и досуговой деятельности, включая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные, и иные мероприятия.
Условия жизнедеятельности- совокупность благоприятных и неблагоприятных
факторов производственной и окружающей среды, учебного и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность, здоровье и безопасность работников ОУ и обучающихся в процессе обучения, труда и досуга и иных видов жизнедеятельности. Элементы системы охраны труда полностью совпадают с элементами системы безопасности ОУ и входят в нее как составная часть (подсистема).
Слайд 12
природные (землетрясения, наводнения, сели, оползни, штормы, засухи, холода);
социально-биологические (болезни, эпидемии);
техногенные
(аварии или катастрофы, связанные с техникой);
социальные (криминальные, политические, экономические, семейно-бытовые,
на религиозной почве, военные).
ВИДЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ И ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ
Слайд 13
Социально-политические:
- Массовые беспорядки и нарушения общественного порядка;
- угрозы правам и
свободам граждан;
- акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.
Угрозы
военного характера:
- военные конфликты и противостояния;
- действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.
Прогнозируемые возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС) в ОУ.
Слайд 14 Социально-криминальные:
- противоправное проникновение посторонних в ОУ;
- хищения имущества обучающихся, воспитанников,
работников ОУ;
- хулиганские действия, насилие, вандализм;
- причинение вреда здоровью, самотравматизм;
-
вымогательство, мошенничество;
- употребление и распространение наркотиков;
- уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок;
- угрозы осуществления терактов;
Теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников и иные).
Слайд 15 Техногенные и социально-техногенные:
- транспортные аварии (катастрофы);
- пожары, взрывы газа;
Разрушение, обрушение
конструкций зданий, сооружений;
- аварии на очистных сооружениях. Увеличение объема сточных
вод или концентрации загрязняющих веществ до уровня, оказывающего критическое влияние на функционирование ОУ;
- отключения и аварии в системах теплоэнергоснабжения, жизнеобеспечения и иных;
- выброс (угроза выброса) сильнодействующих ядовитых и химически опасных веществ;
- выброс (угроза выброса) радиоактивных веществ или внезапно обнаруженное их длительное воздействие. Радиоактивное загрязнение вне санитарно-защитной зоны;
- выброс (угроза выброса) биологически опасных веществ или внезапно обнаруженное их длительное воздействие. Выход поражающих факторов за санитарно-защитную зону, угроза поражения населения.
Слайд 16 Природные и социально-природные:
- стихийные бедствия (шторм, холод);
- эпидемии и заболевания,
заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций;
- метеорологические опасные
явления;
- природные пожары.
Угрозы экологического характера:
- деградация суши (почвы, недр, ландшафта). Смог. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере в 30 раз;
- загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.
Слайд 17 Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- групповые случаи возникновения опасных инфекционных
заболеваний с уровнем смертности или заболеваемости, превышающим среднестатистический в 3
и более раз. Инфекционные или лихорадочные заболевания невыясненной этиологии;
- аварии на предприятии, работающем с культурами (возбудителями) I-IV групп патогенности;
- массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;
- появление опасных для человека больных диких животных и птиц.
Слайд 18 - недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;
- непонимание серьезности проблем
БЖ;
- сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям;
-
неорганизованность досуга учащихся;
- слабая система безопасности и охраны ОУ;
Причины и негативные факторы (процессы и явления) в порядке убывания их значимости и степени влияния:
Слайд 19- целенаправленные действия преступников;
- негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;
-
отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
- недостаточные знания, умения и
навыки безопасного поведения;
- недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов;
- излишняя строгость отдельных педагогов в период аттестационных мероприятии, элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся.
Слайд 20 Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала
в ОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и
организационные) и причины, зависящие непосредственно от учащегося или работника.
К техническим причинам относятся: неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, устаревшие продукты питания, неисправность оборудования и др.
Слайд 21 К организационным причинам относятся: нарушение норм внутреннего распорядка и охраны
труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным
приемам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест; небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы; слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности; несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий; слабая организация дежурств; недостатки воспитательной работы; слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.
Слайд 22 К личным причинам относятся: недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха,
памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности; недисциплинированность учащихся,
нетрезвость, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности; незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков, умений, культуры безопасного поведения.
Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития.
Слайд 23 Основные пять стадий развития опасной ситуации.
Слайд 24 Концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения
какой-либо проблемы.
Главная идея концепции: безопасность и охрана труда в
ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе.
Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ
Слайд 25
Гуманность
Законность
Демократичность
Тесное взаимодействие
Рациональность и экономичность
Организованность, непрерывность
Предвидение и упреждение
Системность и целостность, комплексный
охват
Научность и информационная поддержка
Принципы:
Слайд 26 - защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества
от опасных воздействий;
- обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;
- снижение
ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
- улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).
Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:
Слайд 27 - формирование готовности к опасностям и противодействию им. Изучение видов
опасностей, способов их преодоления;
- раннее выявление причин и признаков опасных
ситуаций, их предотвращение и устранение;
Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
- экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
- формирование навыков правильного поведения при опасностях;
- формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.
Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:
Слайд 28планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся, работников
и самого образовательного учреждения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия
по повышению устойчивости функционирования образовательного учреждения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение учащихся и работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в образовательном учреждении и на прилегающих к нему территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке учащимся и работникам информацию в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать их об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществлять подготовку учащихся и работников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для обеспечения защиты учащихся и работников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера образовательное учреждение обязано (ст. 14 и ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):
Слайд 29Безопасность – неотъемлемая составная часть образовательной деятельности в ОУ. ЕЕ
обеспечение предусматривает реализацию мер по обеспечению безопасности работников и обучаемых,
сохранности финансовых и материально-технических, информационных ресурсов, уязвимых технологических процессов научной деятельности.
Безопасность ОУ – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других ЧС.
Слайд 30Безопасность ОУ включает
все виды безопасности
Ф.З от 27.12 2002 №184-ФЗ «
О техническом регулировании»
пожарную безопасность;
электрическую безопасность;
взрывобезопасность;
безопасность, связанную с техническим состоянием среды
обитания, природными факторами;
антитеррористическую защищенность;
в области обеспечения безопасности дорожного движения;
экологическую, радиационную безопасность;
безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Слайд 31Безопасность ОУ складывается из многих направлений (организационное, агитационное, информационное) и
представляет собой:
Комплексную систему безопасности, элементы (направления) которой работают взаимосвязано,
обеспечивая безопасность обучаемых и работников во время образовательного процесса, это совокупность мер и мероприятий ОУ, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности работников и обучающихся к рациональным действиям в ЧС.
Слайд 32Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных
и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его
безопасное функционирование.
Слайд 33Обеспечение безопасности образовательного учреждения
первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению
безопасности.
Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает:
за организацию работы по
обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.
Слайд 34Система безопасности ОУ и ее элементы
Слайд 35субъекты обеспечения безопасности ОУ;
физическая защита здания ОУ;
охрана ОУ;
технические средства охраны
и безопасности ОУ;
финансовое и ресурсное обеспечение;
организация взаимодействия с органами безопасности
(МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления;
воспитательная работа с учащимися;
работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами;
подготовка персонала ОУ;
правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство);
методические документы по безопасности ОУ;
медицинское обеспечение;
психологическое обеспечение.
Основные элементы системы безопасности ОУ:
Слайд 36- твердое знание законов и правил поведения;
- отсутствие вредных привычек,
соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;
- умелое использование средств
безопасности;
- самоконтроль и дисциплина;
- хорошая связь с правоохранительными органами;
- взаимопомощь товарищей по работе;
- нормальные отношения в семье и с окружающими.
Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:
Слайд 37Комплексная система безопасности
Слайд 38
КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ
Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется
на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом
нормативных требований.
Слайд 39
Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ:
- достаточность количественных
и качественных параметров (численности и квалификации персонала, структуры и режима
работы подразделений, количества и характеристик технических средств) для полного и качественного выполнения всего спектра задач обеспечения безопасности:
- непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы, гарантированные возможностями организационных структур и технических систем;
- постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении – к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий;
Слайд 40
- своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышение
риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса, проведением
заранее спланированных мероприятий;
- устойчивость функционирования в штатном варианте и управления всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки, в том числе ЧС любой природы;
- саморегулирование – способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий, угроз и задач;
- эффективность – постоянное и надежное стечение заданного уровня всех составляющих для ОУ.
Слайд 41Комплексная система безопасности в ОУ
Слайд 42 Технические системы комплексной безопасности ОУ:
а) автоматизированные:
- контроля автотранспорта,
- идентификации личности,
-
доступа в здания и помещения;
б) оповещения и управления эвакуацией;
в) пожарной
безопасности;
г) другие.
Требования к техническим системам безопасности:
- комплексное использование;
- взаимное дополнение функций;
- единые управление и алгоритмы принятия решения.
Слайд 43Вариант построения комплексной системы безопасности в образовательном учреждении.
Система охранной сигнализации
Слайд 44Вариант построения комплексной системы безопасности в образовательном учреждении.
Система охранной сигнализации
Слайд 45Основа комплексной системы безопасности в здании – дежурно-диспетчерская служба (система
принятия решений и организации спасения людей), оснащенная средствами получения информации
от систем пожарной сигнализации, видеонаблюдения, допуска в здание и других. На основе этой информации и формализованных решений она принимает меры реагирования на возникновение угрозы включением технических систем оповещения и управления эвакуацией, дымозащиты, пожаротушения, аварийного освещения, открывания эвакуационных выходов и др., а также проводит организационные мероприятия по спасению людей.
Слайд 46 Наибольшую сложность в общей системе спасения людей представляет принятие решения
об экстренной эвакуации, что обусловлено следующими причинами:
Промедление приведет к гибели
людей и последующему уголовному преследованию виновных должностных лиц;
Принятие решения без достаточных оснований повлечет снижение уровня восприятия опасности эвакуируемыми и дезорганизацию службы комплексной безопасности здания.
Оба указанных фактора взаимосвязаны и осложнены количеством ежесуточных ложных срабатываний систем пожарной сигнализации, а также тем, что возгорания трудно немедленно классифицировать, определить: действительно ли возник пожар?
Слайд 47 Основные требования к персоналу службы комплексной безопасности:
1. Высокий уровень подготовки
по всему спектру вопросов пожарной безопасности учреждения, в том числе
знание возможностей, режимов работы и умение эксплуатировать технические средства безопасности.
2. Способность быстро ориентироваться в многообразии ситуаций и принимать правильные решения на основе формализованных вариантов.
3. Умение предпринимать решительные и эффективные действия по предотвращению пожара, а при его возникновении - по спасению людей, применению всех имеющихся в ОУ противопожарных средств и помощи пожарным подразделениям.
Слайд 48 Наибольшую сложность в общей системе спасения людей представляет принятие решения
об экстренной эвакуации, что обусловлено следующими причинами:
Промедление приведет к гибели
людей и последующему уголовному преследованию виновных должностных лиц;
Принятие решения без достаточных оснований повлечет снижение уровня восприятия опасности эвакуируемыми и дезорганизацию службы комплексной безопасности здания.
Оба указанных фактора взаимосвязаны и осложнены количеством ежесуточных ложных срабатываний систем пожарной сигнализации, а также тем, что возгорания трудно немедленно классифицировать, определить: действительно ли возник пожар?
Слайд 49 Требования к организационной структуре безопасности ОУ:
- способность эффективно использовать информацию
и возможности технических систем безопасности, обеспеченная штатной структурой дежурного персонала,
соответствующей задачам и объемам технического контроля;
- наличие дежурных групп экстренного реагирования, способных до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать чрезвычайную ситуацию;
- исключение дублирования функций и двойной подчиненности;
- конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ;
- профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности, основу которого составляет психологический анализ, ориентированный на определение потенциально опасных людей и ситуаций.
Слайд 50Основные нормативные документы,
регламентирующие организацию противодействия терроризму
Слайд 51Федеральный закон РФ от 5 марта 1992г. №2446-1 «О безопасности
(с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 6 марта 2006 года
№35-ФЗ "О противодействии терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. №11, ст. 1146, №31, ст. 3452);
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года №116 "О мерах по противодействию терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №8, ст. 897);
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2012 г.;
Федеральный закон РФ ОТ 11 МАРТА 1992г. «О частной детективной и охранной деятельности;
Федеральный закон от 25 июля 2002г. «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями);
Основные нормативные документы,
регламентирующие организацию противодействия терроризму
Слайд 52
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007г.(ред.от 07.12.2011г.) « О мерах по
реализации ФЗ «О противодействии терроризму» (вместе с «Положением о применении
оружия и боевой техники ВС РФ для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечении такого террористического акта;
Постановление Правительства РФ от 15.091999г. №1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
Руковолящий документ МВД РФ РД 78.36.003-2002г. «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (утв. МВД РФ 6 ноября 2оо2г.);
Письмо Минобрнауки от 25 мая 2011 г. CM-477/08 о «материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма;
Основные нормативные документы,
регламентирующие организацию противодействия терроризму
Слайд 53
Письмо Минобрнауки от 4 июня 2008г. №03-1423 «Методические рекомендации по
участию в создании Единой системы обеспечения безопасности ОУ РФ;
Совместный приказ
ГУ ВД по Красноярскому краю, Минобрнауки Красноярского края, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, Управл. ФС безопасности по Красноярскому краю от 24.12.2012г. № 693/1028/831/168 «Об утверждении инструкции» по организации охраны и обеспечению безопасности общеобразовательных учреждений Красноярского края;
Организационно-методические рекомендации по обеспечению антитеррористической безопасности ОУ по Красноярскому краю от 09.12.2010г. № 4/5303;
Основные нормативные документы,
регламентирующие организацию противодействия терроризму
Слайд 54паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) ОУ;
план обеспечения антитеррористической безопасности ОУ на
текущий период;
план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых
мероприятий (праздника, выпускного балла, экзаменов и т.п.);
перспективный план оборудования ОУ инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности;
положение об организации пропускного режима в ОУ (корректируется на начало учебного периода);
инструкция по осуществлению пропускного режима в образовательном учреждении (утверждается руководителем ОУ, подписывается ответственным лицом ОУ за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ, согласуется с руководителем подразделения охраны, корректируется на начало учебного периода);
Пакет документов по организации мероприятий антитеррористической безопасности ОУ
Слайд 55инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности ОУ (утверждается руководителем
ОУ, согласовывается с соответствующим органом внутренних дел, подразделением МЧС и
управлением образования территориальной администрации).
инструкции (памятки) по действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОУ в условиях повседневной деятельности, при угрозе террористического акта и в иных чрезвычайных ситуациях (корректируются на начало учебного периода);
планы проводимых практических занятий и тренировок (ежегодно подготавливаются на начало периода обучения);
акты проверок в том числе комиссионной проверки состояния антитеррористической защищенности ОУ (согласно планам работы ОУ, по окончании каждой проверки);
функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ.
Пакет документов по организации мероприятий антитеррористической безопасности ОУ
Слайд 56 Требования:
наличие периметрального ограждения и освещения территории;
обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной
охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными
предприятиями;
наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
О принятии решения о начале деятельности
образовательного, научного учреждения, организации
Слайд 57 Основным содержанием системы комплексной безопасности ОУ должны
быть противопожарные мероприятия.
Структура пожарной безопасности.
Слайд 58 Содержание системы предотвращения пожара:
а) формирование и введение противопожарного режима;
б) оснащение
зданий и сооружений техническими системами:
- пожарной сигнализации;
- оповещения сотрудников и
студентов ОУ о пожаре;
- противопожарного водоснабжения и огнетушителями;
- пожаротушения (в том числе автоматическими);
- дымоудаления ;
в) выполнение работ по:
- огнезащитной пропитке деревянных конструкций зданий;
- регулярной очистке помещений и территорий от горючих материалов и мусора;
своевременному обслуживанию и ремонту оборудования перечисленных выше технических систем;
Слайд 59
г) организация:
- работы единой (противопожарной) дежурной службы, в том числе
противопожарных постов в общежитиях и других зданиях;
- подготовки и повышения
квалификации персонала единой (противопожарной) дежурной службы;
- обучения сотрудников и студентов ОУ правилам и мерам пожарной безопасности;
д) контроль:
- соблюдения противопожарного режима.
Слайд 60
Содержание системы безопасности людей на пожаре:
а) организация:
- обучения действиям на
пожаре персонала.
б) содержание в надлежащем состоянии и своевременное использование:
- технических
систем - пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, пожаротушения и дымоудаления, противопожарного водоснабжения и огнетушителей;
- путей эвакуации;
- средств защиты органов дыхания для персонала дежурных служб.