Слайд 1Профилактика курения в подростковом возрасте
Селин Дима – ученик 8 класса
Руководитель
– Терехова Т.И.
Слайд 2Причины раннего курения детей
Курение в младшем возрасте встречается в единичных
случаях.
2 вида раннего курения:
«игра», основанная на любопытстве, подражании взрослым,
случайном, нерегулярном экспериментировании
раннее курение, связанное педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков.
Слайд 3Профилактика курения среди школьников 6-10 лет
У детей этого возраста отсутствуют
базисные знания по анатомии и физиологии человека, поэтому у них
складывается абстрактное, личностно не значимое отношение к курению.
Чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь.
Слайд 4Задача 1
Формирование представлений об основных системах организма человека и их
функционировании.
Не следует использовать в качестве аргумента высказывание «Тебе курить еще
рано». Ребенок думает: придет время – курить будет можно.
Слайд 5Задача 2
Разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм
человека и вредного влияния курения.
Обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья
в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, в частности - курения.
Слайд 6Задача 3
Разъяснение причин курения взрослых – однажды приобщившись к курению,
человек совершает ошибку и потом не может избавиться от этой
привычки.
Нужно сообщать детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи.
Слайд 7Профилактика курения среди школьников 11-13 лет
С наступлением подросткового возраста риск
начала курения резко возрастает.Если в младшем школьном возрасте свыше 95%
учеников отрицательно высказываются о курении как подростков, так и взрослых, то с наступлением подросткового возраста картина резко меняется, прежние установки уже не действуют.
Большую значимость приобретает общение со сверстниками.
Слайд 8Подростки уже знакомы со многими курящими сверстниками, а не только
с курящими взрослыми. Они уже осведомлены о нежелательных последствиях курения,
но и о свойствах и стоимости той или иной марки сигарет, о ее престижности и достоинствах.
Они начинают коллекционировать сигаретные пачки, обращать внимание на рекламу табачных изделий, связывают курение в кинофильмах и спектаклях с образом героя, его личностными качествами.
Слайд 9Существенную роль играет давление группы сверстников или более старших подростков,
которые уже курят и считают это своеобразной групповой нормой. В
результате подросток вынужден принять эту норму, если он хочет войти в группу.
Слайд 10В то же время большинство подростков не умеет достаточно четко
сформулировать свои аргументы «за» и «против» курения.
В общении со сверстниками
подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно, с тем, чтобы при этом не вступить в конфликтные отношения с группой.
Подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.
Слайд 11Форма 1
Групповые дискуссии на темы, связанные с курением. В
ходе дискуссий подростки не только формируют аргументы против курения, но
и активно используют их в ходе обсуждения.
Результатом является формирование группового мнения, что особенно важно.
Слайд 12Форма 2
Ролевые игры, в ходе которых проживаются и проигрываются основные
ситуации, связанные с курением и давлением со стороны сверстников.
По мнению
подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает закурить.
Слайд 13Форма 3
Демонстрация наглядного пособия «курящая кукла». Этот метод сочетает в
себе элементы наглядного обучения и аверсивных (вызывающих отвращение) методов борьбы
с курением
Слайд 15Таким образом профилактика курения в подростковом возрасте дает:
Достоверную информацию о
влиянии курения на организм человека;
Умение четко сформулировать аргументы против курения;
Умение
противостоять давлению сверстников.
Применение современных моделей профилактики позволит снизить возрастной прирост курения или отдалить начало курения, что также крайне важно.
Слайд 16ЛИТЕРАТУРА:
Бодирова З.А. Беседы для девушек. Москва, 2003
Газета «Пока не поздно!»,
№ 36, 2008 г.
Лунина Е.А. Школа радости. Ростов-на-Дону, 2002