Слайд 1Архитектура Древней Руси.
Окружающий мир
4 класс
МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Учитель
Кавылина Надежда Васильевна
Слайд 2http://aida.ucoz.ru
Киевский собор СвятойСофии,
XIв. Украина, Киев
На Руси первые каменные храмы были
построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева
Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя.
Слайд 3http://aida.ucoz.ru
Собор Святой Софии
в Новгороде
1045-1052
Новгород
Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца
жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол.
Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии.
Слайд 4http://aida.ucoz.ru
Собор Покрова на Нерли,
60-e XII века
Влад.обл.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли.
Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу
Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка, дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег.
Слайд 5http://aida.ucoz.ru
Золотые ворота,
1164
Владимир
Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный
в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе
Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Строили Золотые ворота княжеские мастера.
Слайд 6http://aida.ucoz.ru
Успенский собор
1185-1189
Владимир
Просторна и светла Соборная площадь Кремля. Архитектурный ансамбль,
возведенный на ней более 500 лет назад, неповторим по своей
красоте и великолепию. Здесь и величественные храмы-богатыри, и храмы легкие, причудливые, словно игрушечные в сравнении с ними. Ныне существующие соборы стоят на месте более древних. Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь XII века, Дмитровский собор XIII века и белокаменный храм времен Ивана Калиты.
Слайд 7http://aida.ucoz.ru
Храм Покрова на рву
зодчие Барма, Постник
1555-1561
Москва
Когда русские войска взяли Казань
и прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный
поставить у стен московского Кремля церковь о восьми главах — по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с великим ликованием встречала его Москва: звонили колокола, люди со смехом и рыданиями бросали праздничные одежды под копыта царского коня: у многих родные и близкие томились в ордынском плену. Любимая супруга Анастасия Романовна разрешилась от бремени наследником — это тоже был праздник. Летопись гласит: "...царь и великий князь Иван Васильевич... повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю...". Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Ходят легенды, что после окончания строительства царь велел выколоть глаза архитекторам, чтобы они больше ничего подобного построить не смогли.
Слайд 8http://aida.ucoz.ru
Колокольня Ивана Великого, зодчие
Фрязин, Бон
1508, достр. в 1600
В 1505-1508 годы,
другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте старой постройки
церковь "под колоколы" Иоанна Лествичника. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше, и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр.
Слайд 9http://aida.ucoz.ru
Церковь Вознесения
в Коломенском
1628-1653
Моск.обл
Развитие деревянной архитектуры привело к перенесению формы 8-гранного
шатра в каменную архитектуру. Подобный тип храмов получил широкое распространение
в 16 веке. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен - от 2 до 4 метров. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. В плане здание представляет собой равноконечный крест.
Слайд 10http://aida.ucoz.ru
Церковь Покрова в Филях,
1692-1694
Москва
В архитектуре 17 века ясно прослеживаются
два этапа: 1 половина - середина века и вторая половина
- конец века. Для первого этапа характерно сложение "классического" типа древнерусского посадского храма - небольшого 5-главого бесстолпного здания с "ложным пятиглавием", ярко расцвеченного, с обилием декоративных деталей, с построением "кораблем" из трех частей: колокольня, трапезная, церковь. Ярким образцом такого типа храма является церковь Троицы в Никитниках в Москве или церковь Рождества в Путинках. Последним ярким этапом развития древнерусской архитектуры было "нарышкинское барокко". Этот стиль не имеет ничего общего с европейским барокко. Здесь в каменной архитектуре используются традиционные формы русского деревянного зодчества: "восьмерик на четверике", соединение церкви с колокольней под одним куполом - "церковь иже под колоколы", любовь к резному узорочью, красивый центрический план. Самым замечательным памятником "нарышкинского барокко" является церковь
Слайд 11http://aida.ucoz.ru
Кижский погост, Преображенская церковь,
зодчий Нестор
1714-1764
Кижи
По своему типу Преображенская церковь —
это летний (или холодный) храм. В ней служили только в
особо торжественных случаях, в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. У нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. В летних церквах меньше сырости, через щели и проемы происходит непрерывная естественная вентиляция и просушка всех помещений, частей и конструкций. В них сильнее тяга воздуха, значит, быстрее просыхает дерево и меньше опасность появления гнили, опасных грибков и насекомых. Спасо-Преображенская церковь стала как бы лебединой песней древнерусского деревянного зодчества. Это не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент. После окончания строительства мастер Нестор забросил топор в Онежское озеро, чтобы никто больше не смог построить ничего подобного. Во славу родной земли и стоит в Кижах уже два с половиной столетия Преображенская церковь.
Слайд 12Интернет ресурсы
http://aida.ucoz.ru
http://smallbay.ru
http://go.mail.ru
http://www.russiancity.ru
http://art-projekt.ru
http://www.kreml.ru
https://sites.google.com