Слайд 1Завалина Татьяна Сергеевна.
МКОУ «Центр образования имени Алексея Некрасова» города Кирово-Чепецка
Кировской области.
Учитель начальных классов.
Слайд 2
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Центр образования имени Алексея Некрасова город
Кирово-Чепецк Кировской области
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и
письмо» на уроках окружающего мира в начальной школе
Автор: Завалина Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
Слайд 3Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо
(РКМЧП)
Слайд 4Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках окружающего мира,
литературного чтения, русского языка, реже – на уроках математики.
Слайд 5 Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не
только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 6Основа ТРКМ
РЕФЛЕКСИЯ
ВЫЗОВ
Трехфазная структура урока
Слайд 7Структура урока
в технологии РКМЧП
Слайд 8
Верные или неверные утверждения.
Верите ли вы.
Тема урока :«Глаза-орган зрения».3 класс
Слайд 9
Кластер.
В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг
этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум
в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.)
Слайд 10Тема урока: «Многообразие животного мира»
3 класс.
Слайд 11Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся
выявить допущенные ошибки.
Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:
явные,
которые легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Лови ошибку
Слайд 12Тема урока «Город на Неве»
2 класс
Санкт-Петербург- один из самых
красивых городов мира. Это столица нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на
реке Волга. Этот город основал князь Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт-Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль.
Слайд 13Структура урока
в технологии РКМЧП
Слайд 14Инсерт
Инсерт, или условные значки. Детям предлагается проработать текст,
используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки
на полях:
" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
после прочтения текста, заполняют таблицу "Инсерт", где значки становятся заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Слайд 15Тема урока: «Органы дыхания»
4 класс
Слайд 16
Фишбоун
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд
причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную
кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку
Слайд 17"Таблица-ЗХУ"
Если вы хотите собрать уже имеющийся по теме материал,
расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица
"знаю - хочу знать – узнал».
Дети с помощью таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Слайд 18
Приём таблица «ЗХУ» по теме «Разнообразие растений».
Слайд 19Приём «Концептуальная таблица»
Помогает увидеть не только отличительные
признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.
Тема «Дикие и домашние животные».
Слайд 22Структура урока
в технологии РКМЧП
Слайд 23СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
Тема - предмет
Признак
Признак
Действие
Действие
Действие
Фраза -
отношение
к
теме
Вывод – суть темы
Слайд 24Приём «Синквейн»
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
Лес
Величественный,
таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Слайд 25Прием «Написание эссе»
Это свободное письмо на заданную тему, в котором
ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе
пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Слайд 27Прием «Шесть шляп критического мышления»
Этот прием обычно используется на
стадии обобщения и систематизации . т.е. на стадии рефлексии. Суть
приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
Слайд 28«Белая шляпа» СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их
обсуждения);
«Желтая шляпа» ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные
моменты);
«Черная шляпа» НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
«Синяя шляпа» АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?);
«Зеленая шляпа» ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
«Красная шляпа» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом
Слайд 29 «Разнообразие растений». Приём «Шесть шляп».
1 группа. Белая шляпа.
- С
помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только
фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Слайд 30ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те
факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-)
записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Слайд 31Список использованных источников
Шатунова Т.И. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования
.Анализ курса «Окружающий мир» .
http://svetlyschool1.narod.ru/vist_Typina.htm