Слайд 1ГБОУ СПО Технологический колледж № 43
Учебное занятие
по естествознанию
на
тему
«Вода, её свойства и значение»
Преподаватели
ГБОУ СПО ТК № 43
ГришинаС.Н.,
Лашкина
М.А.
Слайд 2Цель урока:
Систематизация знаний о свойствах воды, её значении в природе
и жизни человека, использовании этих знаний в профессиональной деятельности (в
сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций.
Слайд 3Задачи занятия
Образовательные:
активизация познавательной деятельности студентов на уроке;
обобщение знаний о физических
и химических свойствах воды;
закрепление умения объяснять физические процессы в
природе и в быту;
показать значение воды в природе и жизни человека.
Слайд 4Задачи занятия
Развивающие:
- развитие умения применять свои знания о воде для
объяснения конкретных природных явлений и применении воды в будущей профессиональной
деятельности (в сфере туризма);
развитие умения решать ситуационные задачи;
формирование логического мышления;
способностей к саморазвитию и самосовершенствованию;
развитие междисциплинарных связей биологии, химии, физики, экологии
Слайд 5Задачи занятия
Воспитательные:
формирование коммуникативных компетенций и культуры общения;
развитие самостоятельности, умения работать
в группе;
воспитание духа соперничества.
Слайд 6Оборудование и оснащение занятия
Мультимедиа
ПК
Видеофильм «Капля воды»
Химические реактивы
Интерактивная доска
Компьютерный класс
Наборы для
моделирования молекул веществ
Слайд 7Методы обучения
Словесный – лекция с элементами беседы.
Наглядный – демонстрация фрагментов
видеофильма, презентаций, таблиц
Практический – выполнение демонстрационных опытов по химическим свойствам
воды.
Поисковый (метод кейсов) – проектно-исследовательская деятельность
Слайд 8План занятия
● Организационный момент
● Актуализация знаний
● Основной этап
урока - повторение пройденного и объяснение нового материала :
физические свойства
воды
строение молекулы воды
химические свойства воды
значение воды для природы и человека
● Закрепление материала в виде творческой работы
и защиты мини-проектов
● Подведение итогов занятия
● Домашнее задание
Слайд 9Девиз занятия
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя
невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…»
Антуан де Сент-Экзепюри
Слайд 10Значение воды
Мы живем в мире, в котором на каждом шагу
нас встречают химические вещества. Но есть одно вещество на Земле,
которое знают все.
Достаточно одного взгляда на географическую карту, чтобы увидеть ярко выраженное преобладание водных пространств на земном шаре.
Самым распространенным на Земле веществом является вода, которую по праву можно назвать ещё самым таинственным и удивительным веществом. Недаром воду называют «колыбелью жизни» или «источником жизни».
Слайд 11Уникальность воды
Единственное вещество на планете в трех агрегатных состояниях.
Слайд 12парообразование
кристаллизация
конденсация
плавление
сублимация
десублимация
Слайд 13Проверка знаний физических свойств воды
Что такое критическая температура? Привести примеры.
Что
изменяется для одного и того же вещества в различных агрегатных
состояниях?
Почему термометр в стакане, где находится вода и лед, показывает 0оС?
Почему вода, налитая на замороженные продукты питания, замерзает?
Слайд 14Проверка знаний физических свойств воды
Что такое удельная теплоёмкость? Чему она
равна для воды?
Какой теплопроводностью обладает вода?
Приведите примеры использования высокой теплопроводности
человеком?
Что происходит со скоростью движения молекул воды при переходе из жидкого в твёрдое состояние?
Слайд 15Проверка знаний физических свойств воды
Какой электропроводностью обладает вода? Ответ
поясните.
Чему равна плотность воды?
Почему не получают ожога, если кратковременно касаются
горячего утюга мокрым пальцем?
Слайд 17Основные физические свойства воды
Агрегатные состояния: пар, вода, лед
tкип = 100
°С f (pатм.)
tпл. = 0 °С f (pатм.)
Плотность
1000 кг/м3
Большое поверхностное натяжение
Малая сжимаемость
Наибольшая удельная теплоемкость 4200 Дж/кг•˚С
Высокая теплопроводность
Наибольшая теплота парообразования 2,3•106 Дж/кг
Слабая электропроводность
Прекрасный растворитель
Слайд 18Состав и строение молекулы воды
(моделирование молекулы Н2О)
Н2О
Mr =18 г/моль
Молекула
воды имеет угловое строение
Слайд 19Химические свойства воды
Взаимодействие с металлами
С активными металлами образует основания (щелочи)
и водород:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
С менее активными
металлами образует оксиды и водород:
Mg + H2O → MgO + H2
С неактивными металлами не взаимодействует.
Слайд 20Химические свойства воды
Взаимодействие с оксидами
С оксидами активных металлов образует основания
(щелочи):
Na2O + H2O → 2NaOH
С оксидами неметаллов образует кислоты:
СO2+
H2O → H2СO3
Слайд 21Значение воды
Покрывая две трети поверхности планеты, вода влияет практически на
все процессы, происходящие на Земле. Тяжело найти такое природное тело,
которое не содержало бы в себе влаги. Влагу содержат даже камни и огненная магма, а растения состоят из воды на 70-95%.
Слайд 22Биологическая роль воды
Для организма человека вода – второе по значимости
вещество после кислорода. Наш организм почти на две трети состоит
из воды. Неслучайно человек может жить без пищи не более 4 недель, а без воды – не более 3-4 дней. Некоторые ученые считают нашу жизнь «борьбой за воду».
Слайд 23Биологическая роль воды
Жизнь возникла в воде, вода входит в состав
живых тел и является той средой, где в любом организме
протекают все биохимические реакции.
Вода составляет основную часть цитоплазмы растительной и животной клетки, растительных соков, жидких тканей животных.
Вода – это и внутренняя среда большинства организмов, и внешняя среда для многих из них.
Слайд 24Биологическая роль воды
Вода – индикатор старения. Тело ребенка от рождения
до 1 года содержит 80-85% воды. При достижении 18 лет
содержание воды в организме уменьшается до 65-70%, а в старости до – 30%.
Некоторые ученые считают обеспечение организма качественной водой секретом продления молодости.
Слайд 25Биологическая роль воды
Вода помогает функционировать почти каждой части организма человека:
мозг
на 75% состоит из воды, обезвоживание может привести к головным
болям и головокружению;
Вода регулирует температуру тела;
Кровь на 90% состоит из воды, которая несет растворенные питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела;
Слайд 26Биологическая роль воды
Физиологическое значение для живых организмов имеют именно водные
растворы микроэлементов и питательных веществ.
Вода - источник кислорода, образующего в
процессе фотосинтеза в растениях под действием света.
Организм все время расходует воду и получает ее вновь из окружающей среды, участвуя в круговороте воды в природе. Для поддержания водного баланса человеку необходимо в день употреблять 2-3л жидкости.
Слайд 27Значение воды
Человек использует воду в быту, в промышленных и производственных
целях.
Водные ресурсы природы используются как туристско-рекреационные, т.е. для организации отдыха,
досуга, путешествий, поддержания здоровья, лечения и профилактики заболеваний.
Слайд 28Загадка воды
Даже в наши дни ученые продолжают изучать свойства воды
и делать новые открытия.
Сегодня уже доказано, что вода обладает информационной
памятью - способностью воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию
Слайд 29Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Часть 1. Поиск ответов на вопросы:
1.Какие явления природы
объясняются конденсацией пара? Приведите примеры.
2. Почему мокрое белье
на ветру сохнет быстрее?
3. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания , человек ощущает холод?
4. Как влияет испарение на температуру жидкости? Приведите примеры.
5. Почему холодное стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать?
6. При какой температуре происходит испарение воды?
7. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее? Как это сделать?
8. Почему горячее молоко, налитое в чашку, остывает медленнее, чем горячая вода в такой же чашке?
Слайд 30Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Часть 2. Выполнение мини-проекта с использованием информационных технологий
и интернет-ресурсов (с рассмотрением возможного использования знаний в профессиональной деятельности)
на темы :
«Свойства воды»
«Вода – какая она?»
«Качество воды, источники её загрязнения и очистка»
«Роль воды в природе»
«Использование водных ресурсов»
Слайд 31Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki/http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода
http://provodu.kiev.ua/oleg-mosin/voda-ee-svoistva-i-ochistka-vody
http://watershealth.ru/
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21392/
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a35daaee-bd19-e79f-ad90-bd80bbded13a/1004245A.htm
Слайд 32Подведение итогов занятия
Проверка решения бытовых ситуаций и ответов на вопросы.
Защита
мини-проектов обучающимися.
Выставление оценок за работу.
Слайд 33Домашнее задание
§ 3.4,
Составить 5 уравнений реакций взаимодействий воды с
другими веществами
Закончить оформление презентаций