Слайд 1Материал для классного часа или урока окружающего мира
Цель: раскрыть особенности
древнерусской культуры, познакомить с традициями русского народа, развивать творческие способности
детей, речь, воспитать любовь к родной стране, ее культуре
Предлагается во время знакомства с материалом включать русскую народную музыку; добавить народные игры.
В зависимости от возраста можно разделить презентацию на части, знакомить учеников с материалом постепенно. В старших классах 4-8 кл. рекомендуется дать творческое дополнительное задание: подготовить сценки скоморохов, обыграть традиционные сценки масленичного гуляния, выучить песни, игры и другие задания по усмотрению учителя.
Для 1-8 классов
Учитель начальных классов
Боева Елена Викторовна
Тверская гимназия № 10
Слайд 2МАСЛЕНИЦА
Празднование на Руси
Слайд 3МАСЛЕНИЦА
Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ
к Калинову мосту (Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за
черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем).
Единственный языческий праздник признанный Православной церковью
Народные приметы к этому дню:
Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная.
Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.
Слайд 4
МАСЛЕНИЦА
ИСТОРИЯ
Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны.
День Мары
Марены – Великой Богини Зимы и Смерти (Мара-Морена - могучее
и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля)
В народе она была названа Кикиморой - одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день «Вздел Ярило зиму(т.е Марену!) на вилы».
Слайд 5МАСЛЕНИЦА
Вверх поднимаются по стеклу «снежные растения» - морозу продолжаться, наклонились
их побеги - к оттепели.
Изначально Масленица – это буйный и
разгульный праздник встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты. Позже христианская церковь боролась с этим праздником, но не так смогла его победить, добившись только лишь выдворения его за календарные сроки «великого поста» перед пасхой.
Слайд 6МАСЛЕНИЦА
Масленица была самым веселым и шумным, самым разгульным праздником. Именно
отсюда и идут поговорки типа «Не житье, а масленица» и
т.п. Отмечали масленицу с размахом: нигде не было ни одного человека, который позволил бы себе отклониться от участия в игрищах.
Праздника ждали так сильно, что даже начинали встречать его раньше времени. Уже с субботы предыдущей недели отмечали так называемую «малую Масленку», причем делали это своеобразно: дети бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города, и задавали вопрос: «Везешь ли масленицу?», и если человек отвечал «нет», его били лаптями.
Слайд 7МАСЛЕНИЦА
Русская масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не
клин – живот не расколет», «Блины брюха не портят», -
памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов. Чаще всего масленичные блины пеклись из гречневой муки, реже - из пшеничной. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам – чтобы они помянули всех усопших.
Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков» и «куликов».
Слайд 8МАСЛЕНИЦА
Каждый день масленичной недели имел свое название:
В воскресенье перед Масленицей
наносили визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости. И
поскольку в масленичную неделю не ели мясо, последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать мясо".
Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длин нее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше.
Слайд 9МАСЛЕНИЦА
Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а
за потеху и веселье угощают блинами.
Среда — «лакомка». Название говорит
само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Слайд 10МАСЛЕНИЦА
Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к
теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.
Суббота — «золовкины
посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины.
Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
Слайд 11МАСЛЕНИЦА
Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать ее как можно
веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и весь предстоящий год
будет благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, высоко подпрыгивая, чтобы лен и конопля росли высокими. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу — значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".
Слайд 12МАСЛЕНИЦА
Многие масленичные обычаи были направлены на то, чтобы ускорить свадьбы.
Холостые парни совершали обряд «выборонивания девок»: таскали борону вдоль домов.
Считалось, что это поможет девкам скорее выйти замуж. Большое внимание во время масленицы уделялось молодоженам. Они участвовали в самых разнообразных ритуалах. Например, вытащат рано утром молодого мужа и зароют его в снег; а от жены требуют, чтобы она выкупила своего супруга блинами и разнообразными угощениями. После этого просят, чтобы молодые целовались столько, сколько захотят присутствующие.
Слайд 13МАСЛЕНИЦА
В последние дни масленицы все внимание было обращено уже на
куклу из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, подпоясывали, обували
в лапти, усаживали в большие сани, за которыми шествовали ряженые. В воскресенье чучело Масленицы (как образ Мары-Марены) сжигали на пригорке возле деревни – с шутками и выкриками. Искали высокое место для того, чтобы земной огонь как можно быстрее смешался с огнем небесным и наступило долгожданное весеннее пробуждение природы. Как правило, над чучелом глумились и осыпали его бранью: тем самым прогоняли злое, враждебное человеку начало – зиму, олицетворяющую смерть. Ругань – тоже своеобразный оберег, защита от нечистой силы.
Слайд 14МАСЛЕНИЦА
ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД
А еще на масленицу возят по городу большой
корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и
птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.
Слайд 15МАСЛЕНИЦА
ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД
В 1722 году Петр великий дал в
Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов
различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал "Князь-папа", облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.
Слайд 16МАСЛЕНИЦА
ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД
На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал
сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами
и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.
Слайд 17МАСЛЕНИЦА
ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД
За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные
под именем "неугомонной обители". Они сидели в широких и длинных
санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством.
Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской
Слайд 18МАСЛЕНИЦА
КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ
В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались
в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали
постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.
Слайд 19МАСЛЕНИЦА
МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого
века не обходилась без медвежьего представления.
Медвежья потеха была очень
популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.
Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.
Слайд 20МАСЛЕНИЦА
МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА
Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки
красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
Вечным спутником Михайло
Потапыча был "коза бодатая", которую изображал маль., наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.
Слайд 21МАСЛЕНИЦА
МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА
Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой,
а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба,
правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.
Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой".
Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы".
Слайд 22МАСЛЕНИЦА
ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ
В старину на масленицу была чрезвычайно популярна
Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих
свою нехитрую комедию помногу раз в день.
Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.
Слайд 23МАСЛЕНИЦА
ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ
Обычно представление начиналось с того, что из-за
ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся
Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.
Слайд 24МАСЛЕНИЦА
КУЛАЧНЫЕ БОИ
Еще одна масленичная потеха - кулачные бои,
которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались
со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться".
Слайд 25МАСЛЕНИЦА
КУЛАЧНЫЕ БОИ
Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться,
свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские,
тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью.
В старину было три вида кулачных боев.
Самым лучшим и интересным считался бой один на один.
Слайд 26МАСЛЕНИЦА
КУЛАЧНЫЕ БОИ
Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда
запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и
они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.
А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".
Слайд 27МАСЛЕНИЦА
БАЛАГАНЫ
Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы
- это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не
всегда доступное увеселение.
Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.
Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка".
Слайд 28МАСЛЕНИЦА
БАЛАГАНЫ
Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только
со второй половины XIX века.
На сценах легких временных театров
выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.
Слайд 29МАСЛЕНИЦА
Поговорки про масленицу
Не житье, а Масленица.
Не все
коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Слайд 30МАСЛЕНИЦА
ЧУЧЕЛО
Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело
масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!
В былые
времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Слайд 31МАСЛЕНИЦА
ЧУЧЕЛО
Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или
ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за
город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу».
Слайд 32МАСЛЕНИЦА
МАСЛЕНИЦА У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
А вот что происходило на Масленицу в
Польше.
Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в
Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также "кулиги" - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу "дьявольским изобретением".
.
Слайд 33МАСЛЕНИЦА
МАСЛЕНИЦА У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из
соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо
отдаленную усадьбу. Застигнутый врасплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей "жертве". Вообще следует сказать, что зрелище "кулиги" было впечатляющим
Слайд 34МАСЛЕНИЦА
МАСЛЕНИЦА У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в
шубы - в санях; в санях же ехали свои либо
подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого.
Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские.
Слайд 35Используемые сайты:
http://www.arira.ru/den-mary-mareny.htm
http://newyear-sachkov.ru/script/maslenitsa31-1.html
http://moikompas.ru/compas/pancakeweek
Слайд 36МАСЛЕНИЦА
МАСЛЕНИЦА У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
Пожалуй, только среди сладостей присутствовали особые
масленичные "фавории", т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие
и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый "жирный четверг" – масленичный четверг, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.