Слайд 1 Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское
экспериментирование
Группа «Ягодки»
Воспитатель: Рахлина Т.А.
Слайд 2«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит
народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,
— утверждают педагоги-практики.
Целью программы по самообразованию является помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Задачи:
создавать условия для исследовательской активности детей;
поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;
изучить методическую литературу по данной теме;
помочь ребенку в освоении соответствующего словаря;
формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
обобщение знаний по данной теме.
Слайд 3
« Расскажи – я забуду,
Покажи – я запомню,
Дай попробовать –
я пойму .»
( китайская пословица )
Экспериментирование – эффективный метод познания
закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Слайд 4Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Слайд 5НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ БЫЛ СОСТАВЛЕН ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И С ПОСТЕПЕННЫМ УСЛОЖНЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
.( ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ).
Также проводилась работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).
Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4), картотека стихов и загадок по экспериментированию(Приложение 5).
Слайд 6
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно
тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах
дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Слайд 8Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали
слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Слайд 10Тема: «Воздух»
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух
в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не
виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Слайд 12Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой
формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают
тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Слайд 14Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее
можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде
в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Слайд 16Сотрудничество с семьями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного
учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Совместными усилиями
пополняется исследовательский уголок.
Была подготовлена консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» (Приложение 6).
Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности.
Слайд 17Заключение.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах
— является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного
интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги, можно отметить, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Слайд 19"Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна
она рассуждать".
П. П. Блонский.