Разделы презентаций


Пища в семейной обрядности поморов

Цель : рассказать об отличительных чертахсемейной обрядовой пищи поморов.Задачи: - изучить и проанализировать особенности семейных обрядов поморов;- сравнить современное застолье с аналогичным застольем 19-20 века на примере крестьянских семейных обрядов Архангельской

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Пища в семейной
обрядности поморов

Пища в семейной обрядности поморов

Слайд 2Цель : рассказать об отличительных чертах
семейной обрядовой пищи поморов.

Задачи:
-

изучить и проанализировать особенности семейных обрядов поморов;
- сравнить современное застолье

с аналогичным застольем 19-20 века на примере крестьянских семейных обрядов Архангельской губернии;
- познакомиться с рецептурой приготовления традиционных северных обрядовых блюд.
Цель : рассказать об отличительных чертахсемейной обрядовой пищи поморов.Задачи: - изучить и проанализировать особенности семейных обрядов поморов;-

Слайд 3Обряды, включавшие в себя действия, связанные с рождением
детей, заключением брачного

союза и смертью, принято называть

обрядами жизненного цикла или семейными обрядами.
Обряды, включавшие в себя действия, связанные с рождениемдетей, заключением брачного союза и смертью, принято называть

Слайд 5В старину каждый ритуал сопровождала обрядовая трапеза, особые обрядовые блюда. 

Символика обрядовых кушаний имела глубокие языческие и христианские

корни.
В старину  каждый ритуал  сопровождала  обрядовая трапеза,  особые обрядовые блюда.    Символика

Слайд 6Яйца и целые зёрна пшеницы - земля
Блины – солнце, огонь

небесный
Мёд и молоко – обильная, сладкая жизнь в раю
Обрядовая выпечка

- домашний и небесный огонь, жизнь, и плодородие и смерть – погребальный огонь
Яйца и целые зёрна пшеницы - земляБлины – солнце, огонь небесныйМёд и молоко – обильная, сладкая жизнь

Слайд 7Каша – продолжение рода, плодородие
Хлеб у поморов ассоциировался с плодородием

и богатым урожаем, иногда в

обрядах его замещали зерна. Хлеб - символ стабильности.

Квас не в меньшей мере сопровождал человека в жизни, чем каша. Его готовили в поминальные праздники, на свадьбу и рождение ребенка. Угощение квасом у поморов было связано с магией плодородия.

Каша – продолжение рода, плодородиеХлеб у поморов ассоциировался с плодородием    и богатым  урожаем,

Слайд 8Заварил кашу – расхлебывай
Одним из самых устойчивых

элементов семейной обрядности является свадебная обрядность. В старину на Русском

Севере свадьбу называли «кашей».
Заварил кашу – расхлебывай   Одним из самых устойчивых элементов семейной обрядности является свадебная обрядность. В

Слайд 9 В старину на Русском Севере ни одна

свадьба не обходилась без каши, здесь она была обязательным угощением.

Подавали кашу и на стол гостям. И это не потому, что есть было нечего. Верили в Поморье, что цельное зерно несёт в себе силу природную, силу земли-матушки.
В старину на Русском Севере ни одна свадьба не обходилась без каши, здесь она

Слайд 10 Считалось, что свадебный хлеб обладает особой знаковой

ценностью, обозначая жениха и невесту и является предметным символом бракосочетания.


В нижнемезенских деревнях был распространен другой оригинальный обычай – «баенно»
Считалось, что свадебный хлеб обладает особой знаковой ценностью, обозначая жениха и невесту и является

Слайд 11 Курник – свадебное блюдо, представляющее собой куполообразный пирог

со сложной начинкой из курицы с добавлением пшеничных зерен, украшенное

фигурками людей. Наличие курника на свадьбе было очень символичным, в этом заключалось пожелание прочности молодой семье, он был признаком достатка и плодородия.
Курник – свадебное блюдо, представляющее собой куполообразный пирог со сложной начинкой из курицы с добавлением

Слайд 12 В старину духовное рождение считалось значительнее телесного. Рождение

ребенка осмыслялось в русской деревне XIX в. как его приход

из иного мира в наш мир и ознаменовывалось всегда домашним торжеством.

К младенцу на хлеб на соль, кашу есть

В старину духовное рождение считалось значительнее телесного. Рождение ребенка осмыслялось в русской деревне XIX в.

Слайд 14 Каша – это злаки, а они по поверью

поморов являются спрессованным светом Солнца. Поэтому каша должна была даровать

ребенку счастье и здоровье, а его матери – плодовитость.

На Русском Севере готовили две крестильные каши. Одна - от хозяина дома, другая - от повитухи. Повитуха свою кашу сдабривала медом. Другую кашу готовили для отцов новорожденных. Ее обильно заправляли перцем, хреном и горько солили.

Каша – это злаки, а они по поверью поморов являются спрессованным светом Солнца. Поэтому каша

Слайд 15 В старину уход человека из
Жизни воспринимался поморами
как его

переход в иной мир. Похоронно-
поминальные трапезы должны

были
Подготовить умершего к такому переходу.
В старину на Русском Севере существовали
четкие правила формирования поминального стола.

Хлеб-соль с собой – нас не беспокой

В старину уход человека изЖизни воспринимался поморами как его переход в иной мир. Похоронно-поминальные

Слайд 16 В Архангельской губернии кутью делали из «красного

меда», растворенного в теплой воде, без примеси вареной пшеницы и

других семян. Кутья - знак перехода, где она играет роль символа постоянного возрождения или перерождения жизни в новом качестве, несмотря на смерть.

Блины связаны с представлениями поморов о смерти и потустороннем мире, о проводах покойника на тот свет .

Традиционный поминальный напиток – сладкий кисель. Сладость еды вообще является отличительной чертой поминального стола.

В Архангельской губернии кутью делали из «красного меда», растворенного в теплой воде, без примеси

Слайд 17Как и прежде, свадебные обряды несут в себе определенный смысл,

направленный на предотвращение вредоносного воздействия потусторонних сил, защиту невесты от

них. А вот погребальная обрядность на современном этапе сохранила практически все элементы, видоизменив отдельные обряды под влиянием времени и изменившихся жизненных условий.

Связь времен

Как и прежде, свадебные обряды несут в себе определенный смысл, направленный на предотвращение вредоносного воздействия потусторонних сил,

Слайд 18 Как на месте вырубленного леса начинают прорастать

молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее

поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа.
Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев,

Слайд 19Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика